Для чего нужна самоклеющаяся демпферная лента: для стяжки, отмостки

  • автор:

Демпферная (краевая) лента – тесьма, изготовленная из вспененного полиэтилена. Пенополиэтилен обеспечивает отличные тепло- и звукоизоляционные свойства, устойчивость к гниению, экологическую и гигиеническую безопасность, долгий срок службы. Применяется при устройстве бетонных стяжек. Служит для компенсации теплового расширения материала.

Зачем применяют демпфер

Мы не зря начали подходить к вопросу с коэффициента теплового расширения, потому что его значения разнятся для каждого из строительных материалов. Изучение их свойств и влияния средних температур на них занимает уйму времени, но остается одним из важнейших показателей совместимости. Если не учитывать тепловое расширение или легкомысленно к нему относиться, ничего хорошего из этого не выйдет. Нет, постройка не развалится в один момент, но всему есть свои пределы.

Даже разные виды дерева имеют разные коэффициенты линейного расширения, а если попытаться достичь герметичности, совместив сосну и дуб, то ничего не получится, поскольку расширяются они на разные расстояния и при разных температурах. Но если между ними проложить слой материала, который сможет компенсировать расширение, сохранив при этом плотность сопряжения, тогда он будет обеспечивать необходимую герметичность конструкции. Именно поэтому и применяют демпферные материалы, и ленту в частности.

Зачем нужна демпферная лента для стяжки пола и как она работает?

Функции краевой тесьмы зависят от конструкции, в которой она используется:

  • Плавающая стяжка. Такая стяжка не связана с основанием и не должна контактировать со стенами, поскольку при термическом расширении покроются трещинами либо пол, либо стены.
  • Неплавающее бетонное основание. Демпферная полоса выполняет функцию звукоизоляции. Стяжка изолируется от стен, что позволяет уменьшить передачу ударных шумов.
  • Теплый водяной пол. Лента обеспечивает зазор, который позволяет бетонной стяжке расширяться без давления на стены. Демпферная полоса при этом сжимается. После окончания подогрева бетонная стяжка и лента принимают первоначальные контуры. Полимерная тесьма также препятствует передаче тепла стенам, что позволяет полу быстрее прогреваться.

Полимерная пленка эффективно выполняет свои функции, благодаря воздушным пузырькам, которые при нагрузке сжимаются, а после ее снятия расширяются.

Что такое деформационный шов и для чего он нужен

Как известно, стяжка и любой бетон не способен переносить деформации. При возникновении любого напряжения он трескается. В результате имеем потрескавшуюся стяжку. Трещины в стяжке появляются по разным причинам:

  • Из-за внутреннего напряжения, которое возникает при высыхании. Каждый метр стяжки становится «короче» на 1 мм. Не так много, но если это 5 метров, то уже 5 мм, если 10 метров, то 1 см. Для нейтрализации этого типа напряжений делают усадочные швы.
  • Температурное расширение имеют все материалы, и бетон тоже. Трещины часто возникают над теплым полом, или если стяжка проходит как над подогреваемыми участками, так и над «холодными». Также наличие температурных швов обязательно в неотапливаемых помещениях. Старт отопления или замерзание — все это приводит к возникновению напряжения в бетоне. Швы для компенсации таких изменений, называют температурными или температурно-влажностными.

    Если говорить про квартиры, то деформационные швы в бетонных полах — это уложенная по периметру помещения и в дверном проходе перед заливкой стяжки лента

  • Из-за усадки зданий. Вообще, стяжку не рекомендуют заливать в новостройках. Желательно дождаться осадки дома и только потом делать бетонный пол.
  • При заливке стяжки в несколько этапов, на стыке старого и нового бетона также возникает напряжение. Тут тоже должен быть шов, который называют конструкционным.

Любая из перечисленных выше причин приводит к появлению трещин в стяжке. Появляются они хаотично, хотя некоторые места можно предсказать. Произвольно расползающиеся трещины особенно опасны и неприятны в стяжке над полами с подогревом. Трещина может порвать тубу, греющий мат или пленку. Чтобы бетон не трескался произвольно, делают деформационные швы в бетонных полах. Нужны они для того, чтобы бетон трескался в строго определенных местах. В запланированных местах, перед заливом бетона, устанавливают эластичный материал. Это может быть специальная лента, шнур, деревянная планка, планка из пенопласта требуемой толщины.

Для отмостки вокруг дома или для террасы, деформационный шов — это планки (деревянные или специальные), уложенные в ключевых точках

Если швы в стяжке были сделаны для компенсации изменения размеров при высыхании бетона, заполняющий швы материал извлекается. Образовавшиеся пустоты заполняются ремонтным или эластичным составом. Эластичность потребуется на теплом полу или в помещениях с постоянно меняющимися условиями. Тут обязательно нужны компенсационные швы. Особенно если сверху уложить жесткое и жесткозакрепленное покрытие. Например, плитку или керамогранит.

Как класть плитку на стяжку с деформационным швом

Если сверху стяжки с компенсационными швами укладывается напольная плитка или керамогранит, надо обеспечить возможность подвижки и для этого материала. Другие покрытия могут самостоятельно компенсировать возникающие небольшие деформации. Плитка же, в силу жесткости, может треснуть. При планировании раскладки, старайтесь сделать так, чтобы швы плитки/керамогранита находились там, где проходят деформационные швы в бетонных полах. Максимальное смещение — 2 см.

Готовые решения для укладки плитки и керамогранита на теплый пол

Для того, чтобы покрытие из плитки и керамогранита могло в какой-то мере компенсировать тепловлажностные и другие деформации, класть плитку надо на эластичный клей. Один из рекомендуемых — Ceresit СМ 16 Flex. Он может быть использован для полов с подогревом, для нестабильных оснований. Пригоден для наружных и внутренних работ. Затирка для швов тоже есть эластичная. Есть также вариант — Keracolor Flex + Fugalastic, который дает такие же результаты. Еще швы можно заполнять теми же полиуретановыми герметиками. Они есть в нескольких цветах.

Еще пару вариантов

Также для плитки и керамогранита можно использовать специальные профили и накладки. Для помещений более приемлемы алюминиевые с прослойкой из термопластичной резины. Они могут устанавливаться в швы напольной плитки, керамогранита, мрамора. Пригодны для шлифовки, резина сохраняет пластичность, но не дает грязи попадать в шов. Есть варианты с разной шириной компенсатора, под разную высоту плитки/керамогранита. Есть также компенсаторы деформационного шва из алюминия, которые состоят из двух подвижно соединенных профилей. Такая конструкция позволяет плитке двигаться в пределах нескольких миллиметров.

Зачем нужна лента при заливке бетонного пола?

Тесьма из вспененного полиэтилена снижает вероятность трещинообразования во время вызревания бетонной смеси. Но укладка краевой полосы является только вспомогательным фактором. Основную функцию по предотвращению образования трещин выполняет плоский арматурный каркас.

Какая демпферная лента лучше?

Полимерная тесьма в продажу поступает рулонами длиной отрезка 10-100 м, шириной 5-20 см. Демпферная лента бывает толщины 3-10 мм. На тыльной стороне расположен клеевой слой. Благодаря ему демпферную ленту для стяжки пола легко крепить к стене. Клеевой слой может наноситься по всей поверхности ленты или полосками. Его покрывают отрывающейся пленкой. Лицевая сторона тесьмы покрывается силиконом, который не сцепляется с бетонной плитой. Благодаря силикону, краевую тесьму легко извлечь, хотя необходимость в этом возникает крайне редко.

Демпферную полосу изготавливают из сшитого или несшитого полиэтилена. Тесьма из несшитого ПЭ, имеющего нестабильную молекулярную структуру, стоит дешево. Но он имеет низкую упругость, поэтому при значительной нагрузке может лопаться. Сшитый ПЭ, имеющий поперечно-связанную сетку, стоит гораздо дороже, но обладает большей надежностью. Тип материала указывается в сопроводительной документации.

Для стяжки используют несколько типов демпферных полос:

  • Краевая (стандартная, прямая). Раскатывается по периметру комнаты. Представляет собой обычную полосу. Если поверхность оштукатуренная, то тесьму можно к ней прикрепить «жидкими гвоздями». К гипсокартону полиэтиленовую полосу фиксируют мелкими гвоздиками.
  • Прямая с клеевым слоем. Это более удобный вариант, позволяющий существенно сэкономить время при монтаже. Как правильно укладывать краевую демпферную ленту с клеевым слоем: на наружной стороне тесьмы имеется клеевой слой, закрытый защитным материалом, защиту снимают постепенно, по мере прижатия демпфера к стене. Не стоит снимать всю защиту сразу, поскольку на клеящий слой может попасть мусор.
  • Лента с юбкой. Может иметь или не иметь клеящий слой. Ее конструктивное отличие от обычной прямой тесьмы – наличие дополнительной полосы из тонкого полиэтилена на одной из сторон. Ширина юбки – 30-100 мм. Лента укладывается на пол юбкой, которая предотвращает затекание жидкости в пустоты на стыке пола и стены.
  • Г-образная. На поверхности имеется тонкая прорезь, позволяющая при необходимости легко сгибать ленту. Более широкий край согнутой тесьмы должен прилегать к стене, короткий – к полу.
  • Т-образная, межконтурная. Она востребована при укладке в деформационных швах по площади стяжки, которые изготавливают в крупногабаритных помещениях, в которых длина одной из стен – более 8 м.

Любую из этих полос можно подрезать канцелярским ножом после твердения бетонной смеси.

В каких случаях демпферную ленту можно не использовать?

Без ленты можно обойтись, если заливается обычная стяжка по прочному основанию или по периметру комнаты располагается теплоизоляция, уровень которой не ниже уровня стяжки. Демпферная лента не нужна в случае заливки тонкослойной выравнивающей стяжки или наливного пола без подогрева толщиной до 10 мм.

Преимущества демпферной ленты:

  • устойчивость к гниению;
  • стойкость к химическим реагентам;
  • сохранение гибкости и эластичности при низких температурах;
  • экологическая безопасность, отсутствие вредных выделений в атмосферу;
  • возможность окрашивания;
  • наличие продольных насечек, которые позволяют легко избавиться от излишков тесьмы, торчащих из бетона;
  • высокая устойчивость к воздействию влаги;
  • устойчивость к появлению на поверхности грибка, плесени, развитию патогенных микроорганизмов;
  • сохранение упругости в течение длительного времени;
  • устойчивость к воздействию ультрафиолетовых лучей.

Дополнительные функции буферной ленты

Как правило, лента компенсационная монтируется лишь по периметру комнат при монтаже стяжки. Однако она может применяться и для других работ – все они связаны с полом. Например, компенсационная лента нередко применяется в качестве барьера для растекающегося раствора, как разделитель, если стяжка имеет большую площадь. Однако при устройстве наливного пола такую ленту можно не применять.

Демпферная лента — панацея от растрескивания (разрушения) бетона

Лента демпферная может использоваться не только для внутренних, но и для наружных работ. Например, при устройстве отмостки. Она убережет бетон от растрескивания при резких температурных колебаниях. В этом случае лента укладывается в деформационный шов между отмосткой и стеной.

Процесс создания бетонной отмостки

Видео – Технология заливки пола

Популярные марки

Изготовители лент предлагают материал по разной цене. Но и качество у них разное. Применительно к креплению можно найти дешевые варианты, которые не имеют клейкого слоя.

Распространенными производителями считаются:

  • Тилит-Супер;
  • Uponor;
  • Теплофлекс;
  • Energoflex Super;
  • Uponor Minitec;
  • Кнауф.

Стоимость материала колеблется в пределах 100-700 рублей. Многие не хотят приобретать самоклеящуюся ленту ввиду дороговизны. Поэтому выбирают прямой материал.

Отдавая предпочтение демпферной ленте можно продлить срок эксплуатации стяжки и устранить недостатки при устройстве бетонного покрытия. Использование заменителей (пенофол, изолон, пенопласт) не получится качественная звуко- и теплоизоляция и в итоге будут потрачены лишние средства. Применение практичного и функционального материала обеспечит продолжительный срок службы напольного покрытия.

Какими должны быть толщина и ширина демпферной ленты?

Тесьму выпускают в рулонах различной длины. Стандартные размеры:

  • Длина – 10-100 м.
  • Ширина – 20-150 мм.
  • Толщина – 3-10 мм.

Ширина полосы вычисляется следующим образом: высота стяжки в самом высоком месте плюс 20 мм. Толщина тесьмы выбирается в зависимости от площади заливки. Чем она больше, тем толще должна быть полиэтиленовая полоска.

Чем можно заменить демпферную ленту для стяжки пола?

До того, как производители начали предлагать специализированную краевую тесьму из полиэтилена, строители использовали самые различные материалы: куски линолеума, рубероида, пенопласта, тонкие деревянные планки. Все эти альтернативные варианты имеют недостатки. Древесина гниет и распадается со временем, пенопласт крошится, а линолеум и рубероид обладают слишком высокой жесткостью и не могут эффективно компенсировать движения бетонной стяжки.

В целях экономии вместо готовой ленты приобретают вспененный полиэтилен в больших рулонах. Материал разрезается на полосы необходимой толщины. Иногда для этой цели используют пеноизол, пенофол. Но все эти материалы не обладают такими рабочими характеристиками, как демпферные полосы.

Возможная альтернатива

В процессе установки и эксплуатации могут возникнуть ряд проблем и сложностей. В большинстве случаев это связанно с недостаточным уровнем подготовки помещения. Для минимизации нарушений технологии рекомендуется ознакомиться с советами специалистов.

Часто может не быть в наличии заводской ленты. Но для обеспечения сохранности покрытия следует установить ее ближайший аналог. Чем заменить демпферную ленту в этом случае? основным критерием выбора является материал изготовления. Вспененный полиэтилен можно заменить аналогичным полимерным составов.

Чаще всего для этого применяют пенофол. Его главным недостатком является небольшая толщина, которая не может обеспечить должный минимальный зазор. Вариант многослойной прокладки будет нецелесообразен. Со временем слои могут потерять сове изначальное местоположение, что приведет к изменению толщины на определенных участках.

Установка деревянных брусков также не рекомендуется. Они обладают следующими недостатками, которые отобразятся на свойствах всего покрытия:

  • Изменение геометрии под воздействием влажности. Волокна имеют свойства впитывать воду;
  • Вероятность появление грибка и плесени. Это свойственно практически всем природным материалам;
  • Небольшой срок службы, обусловленный вышеописанными факторами.

Альтернативный материал должен иметь достаточную гибкость, но при этом принимать исходные размеры после окончания воздействия на поверхность. Установка пенопластовых кромок не приведет к должному результату.

Правила выбора

Так как срок эксплуатации материала во многом зависит от условий использования, то производители часто пытаются разнообразить ассортимент разными вариантами. Хотя при выборе многие ориентируются на цену и площадь помещения. Но стоит уделять внимание качеству предлагаемых материалов. Это связано с одноразовостью лент. Она укладывается один раз и до следующего капитального ремонта.

При выборе нужно учитывать такие правила:

  • хранение материала должно осуществляться в сухом проветриваемом помещении;
  • лента должна быть скручена в рулон;
  • не должно быть каких-либо повреждений, пятен;
  • при выборе самоклейки необходимо проверить плотность рулона (исключены расслоения, щели).

При обустройстве теплого пола в помещении следует рассчитать площадь и высоту стяжки. Исходя из данных параметров приобрести материал.

Вполне возможно, что немалая часть наших читателей даже не догадываются о значении этого слова. Действительно, этот термин в обиходе встречается крайне редко, если не считать такие места, как СТО или автосервисы.

А вот слово амортизатор знакомо все автовладельцам. Разумеется, ассоциируется оно исключительно с ходовой частью машины. Между тем тряска и вибрация вредна не только для деталей и узлов ходовой. Учитывая качество российских дорог, можно представить, каким нагрузкам подвергается силовой агрегат. И хотя у него имеется штатная защита от таких неприятностей, её в некоторых случаях явно недостаточно.

То же самое можно сказать о руле – органе, который для водителя является тем самым местом, посредством которого он непрерывно контактирует со своим автомобилем. И такой контакт далеко не всегда приносит удовлетворение – если руль трясётся, то причиняет шофёру вполне ощутимый дискомфорт.

Специальные демпфера позволяют избежать возникновения таких ситуаций. По существо это миниатюрные амортизатора, позволяющие демпфировать (сглаживать) вертикальные и другие виды колебаний и вибраций.

Что такое демпфер, его функции

Существует немало подобных устройств, но чаще всего используют демпферы, защищающие от ненужных нагрузок силовой агрегат и органы рулевого управления.

Впрочем, на многих спортивных и гоночных автомобилях такие амортизационные устройства устанавливают штатно. Обычные же легковушки такими демпферами не комплектуются, поэтому их нужно приобретать отдельно и устанавливать самостоятельно или с помощью специалистов автосервиса.

Конструктивно, а в некоторой мере и технологически демпфер – устройство универсальное, позволяющее установку на любой тип транспортного средства. Главная задача – обеспечение надёжного крепления, и здесь нужно будет проявить немало смекалки. В некоторых случаях прибегают даже к сварке, прикрепляя таким образом к днищу или кузовным элементам крепёжные детали, требуемые для фиксации демпфера.

В автомагазинах такое амортизирующее оборудование, как правило, продаётся вместе с минимальным комплектом крепёжных деталей, благодаря которым выбор способа монтажа существенно упрощается.

В каких случаях демпфер будет действительно полезным и даже необходимым приобретением? Если в зоне ваших ежедневных поездок дорога идеальная или близка к этому – потребность в этой детали будет минимальной или близкой к нулю. При отсутствии чрезмерных нагрузок на автомобиль с небольшими и редкими выбоинами и горбами будет прекрасно справляться штатный амортизатор. Но если в силу обстоятельств вы вынуждены часто ездить по бездорожью или по дорогам с твёрдым покрытием, но находящимся в ужасном состоянии – амортизационная система будет не в состоянии справляться с гашением постоянно возникающих с разной частотой и амплитудой колебаний. Вот здесь и пригодится дополнительный демпфер, действие которого будет суммироваться с работой подвески.

Демпферы для авто – это устройства, специально разработанные для того, чтобы поглощать те колебания, с которыми не справились амортизаторы. Будь то рулевое управление или корпус двигателя вместе со всем навесным оборудованием.

Поскольку ни один, даже самый дорогой и качественный амортизатор, не в состоянии полностью устранить вертикальные и иные колебания, главная задача, стоящая перед демпфером – максимально погасить амплитуду таких колебаний. Качественное устройство хорошо справляется с этой проблемой, имея при этом компактные габариты. Задача автовладельца – правильно его установить. Крайне желательно, чтобы они при этом был незаметным, а ещё лучше – невидимым.

Демпферы оснащают односторонним (в таких случаях обычно он поставляется вместе с пружиной) и двусторонними амортизаторами. Внешне такое устройство очень похоже на классическую амортизационную стойку, характерную для подвески любого транспортного средства. Принцип работы демпфера тоже аналогичен современным амортизаторам.

В продаже можно встретить и бюджетные версии, у которых роль демпфирующего элемента выполняет жидкость (чаще всего – масло), помещённая в специальном резервуаре с перегородкой.

Конструкция демпфера предусматривает наличие клапанов или разгрузочных отверстий, посредством которых водитель может осуществлять регулировку степени сглаживания колебаний.

Все современные демпферы конструкционно подразделяются на две категории:

  • телескопические устройства, которые монтируются вдоль защищаемой детали (например, на рулевой стойке). Именно такой принцип используется и в штатных амортизаторах. Состав демпфера тоже схож: это цилиндр, внутри которого работает поршень;
  • роторные демпфирующие устройства, которые работают по тому же принципу, но конструктивно выполнены совершенно по-другому. Такие приборы считаются более надёжными, характеризуясь повышенной прочностью. Они способны противостоять не только вибрациям и колебаниям, но и ударам приличной силы. Не случайно их обычно устанавливают в байках и спортивных машинах.

Мы уже отмечали, что в автомобилях демпферы чаще всего устанавливаются на рулевой рейке или двигателе, но промышленные устройства активно применяются и в других отраслях – в различных регулирующих приборах и устройствах, в измерительной технике, причём распространены как гидравлические, так и пневматические устройства.

Используются они и для гашения колебаний стационарных двигателей и генераторов, есть модификации, применяемые в музыкальных инструментах, авиационной отрасли, в компьютерной технике. Независимо от сферы применения, основной задачей демпфера является гашение разнонаправленных колебаний, включая низкочастотные вибрации, снижение нагрузки на объект применения, его тонкая балансировка. Демпфер на автомобиле обеспечивает более стабильную и плавную работу защищаемых узлов, увеличивая степень комфорта для водителя и тем самым увеличивая безопасность езды.

Рассмотрим особенности дополнительных амортизационных устройств, применяемых на современных авто.

Насколько необходим дополнительный демпфер

Сразу отметим, что это оборудование относится к дополнительному, его установка на транспортное средство не обязательна. Оно позиционируется как средство увеличения комфортности нахождения в автомобиле, способствующее уменьшению утомляемости водителя (если это рулевой мини-амортизатор) и уменьшению нагрузки на двигатель (гаситель колебаний двигателя). Можно отметить и более равномерный износ протектора покрышек, и лучшее сцепление с дорожным полотном, но все эти «ништяки» скорее косметические, чем реальные.

Так что вопрос, насколько необходим такой элемент остаётся открытым – каждый автолюбитель должен сам решить, много ли он приобретёт по сравнению с тем, что потеряет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *