Инструкция по демонтажу кондиционера своими руками

  • автор:

Зачем нужно чистить систему кондиционирования автомобиля и откуда появляется неприятный запах в салоне?

Современному автомобилю положено сочетать в себе ряд важных характеристик. Во-первых, в нем не должно ощущаться недостатка мощности. Маломощная машина неплохо ведет себя в условиях городского трафика, но совершает обгоны на трассе с большим трудом (что, конечно, снижает уровень ее безопасности). Во-вторых, транспортное средство должно быть экономичным. Развитие технологий позволило даже заряженным модификациям избавиться от необходимости сжигания большого количества топлива. Теперь мощность увеличивается не за счет объема камеры сгорания, а благодаря различным дополнительным устройствам (например, турбонаддуву или компрессору). Большие моторы оснащаются системой отключения части цилиндров, что также помогает экономить горючее при спокойной городской езде. В-третьих, естественно, автомобиль должен соответствовать современным требованиям безопасности (как активной, так и пассивной).

Нельзя не отметить и количество доступных опций. Сегодня даже модели бюджетного сегмента комплектуются оборудованием, недоступным для премиального класса 20 лет назад. Речь идет как о системе мультимедиа и камерах, так и всевозможных электронных помощниках, которые облегчают жизнь водителям и делают передвижение более безопасным. Далеко не последнюю роль играет и уровень комфорта. Требования к этому параметру неуклонно растут, и многие системы, которые до недавнего времени были опциями, сегодня доступны в базовых комплектациях. Здесь можно отметить всевозможные подогревы – сидений, руля, лобового стекла, а также электрорегулировки.

Несмотря на то, что и по сей день кондиционер является для многих бюджетных автомобилей опцией, все труднее встретить модель, им не оснащенную. Удобство использования такого устройства трудно оспорить. Даже с учетом того, что лето в нашей стране весьма короткое, даже здесь жара может выматывать водителей. Особенно актуально это для движения в пробках, когда в открытые окна не дует ветер, проветривая салон. Конечно, можно использовать печку, выставив температуру на минимальное значение. Однако она будет работать как вентилятор, лишь гоняя горячий воздух. Конечно, это несильно поможет ситуации.

Кондиционер же использует специальный хладагент, который циркулирует в системе и благодаря своим химическим свойствам позволяет существенно снижать температуру подаваемой в салон воздушной массы. Узел работает за счет усилия, которое компрессор получает от коленчатого вала посредством ременного привода. Конечно, для функционирования системы необходимо поддерживать номинальный объем фреона. К сожалению, с течением времени (даже если контуры остаются герметичными) он испаряется, что существенно снижает эффективность охлаждения воздуха, а впоследствии и вовсе приводит к отказу в срабатывании.

Конечно, как и любая другая сложная система, автомобильный кондиционер требует периодического обслуживания. И речь идет не только о заправке хладагента. Например, устройством предполагается отдельный радиатор, который также расположен во фронтальной части подкапотного пространства. Следовательно, с увеличение пробега на его поверхности скапливается большое количество пыли и грязи. Это, безусловно, отрицательным образом сказывается на эффективности работы системы. Поэтому радиатор кондиционера требует периодической мойки (оптимальным решением будет осуществление такой операции до начала лета).

Также нужно понимать, что воздух, который поступает в салон, забирается с улицы. Конечно, он проходит очистку салонным фильтром, однако этот элемент не способен справиться за всем объемом пыли, которые содержится в воздушной массе. В этой связи в подающих патрубках накапливается грязь, и начинается развитие бактерий. Они становятся не только причиной неприятного запаха, но и могут вызывать аллергические реакции. В этой связи система нуждается в периодической очистке. Конечно, оптимально проводить такую операцию в профилактических целях, а не дожидаться появления неприятного запаха.

Полный размер

Сложные системы современного автомобиля нуждаются в периодическом обслуживании.

Способы и виды чистки системы кондиционирования

Чистка системы кондиционера может проводиться в двух случаях. Первый – в качестве регулярной профилактики. Это оптимальный способ поддерживать элементы узла в хорошем состоянии. Отметим, что система отопления и кондиционирования используют одни и те же воздуховоды, поэтому эту операцию не обязательно выполнять только по весне. Второй предполагает присутствие неприятного запаха и/или снижение эффективности работы системы. Конечно, в этой ситуации комфорт передвижения на автомобиле существенно снижается. Поэтому не рекомендуется дожидаться усугубления положения дел.

Существуют два типа таких мероприятий:

• Химическая. Она предполагает распыление в салон и воздуховоды специальных летучих и пенных составов при включенном режиме рециркуляции. Частицы вещества проникают в магистраль и уничтожают бактерии – основной источник неприятного запаха. Также удаляются и накопившиеся загрязнения. Обычно такой процесс занимает около часа. Он обязательно должен проходить в хорошо проветриваемом помещении, поскольку вдыхать используемые химические средства не рекомендуется.
• Механическая. Такая операция может предполагать как чистку воздуховодов, так и радиаторов – конденсатора и испарителя. Мероприятие представляет собой куда более сложный процесс, нежели использование химии. В этой ситуации потребуется слив фреона, а также демонтаж элементов. Самые сложные задачи – извлечение воздуховодов и радиатора испарителя. Они требуют снятия торпеды, что само по себе является непростой операцией.

!Важно! Вторая методика, если не считать промывку радиаторов, обычно проводится в том случае, когда обработка химией не помогла. Это актуально для сложных загрязнений и автомобилей, которые не подвергаются профилактическим операциям.

Полный размер

Механическая очистка элементов системы кондиционирования – наиболее сложная. Она подразумевает демонтаж оборудования.

Какие средства применяются для химической чистки?

Сегодня рынок автохимии может предложить большое количество различных средств. Они используются как для очистки кузова и салона, так труднодоступных мест. Например, ярким примером таких элементов автомобиля являются воздуховоды отопления/кондиционирования. Они представляют собой систему трубок, для демонтажа которых потребуется также удалять большое количество элементов (нередко – и саму торпеду). Чтобы избежать столь сложных операций, используются химические составы.

Существует четыре основных типа таких веществ – пены, аэрозоли, жидкости и дымовые шашки. В первых двух случаях речь идет о составах, которыми обрабатывается испаритель кондиционера, а также магистраль воздуховодов. Их закачка происходит из салона, то есть, не предполагается сложный демонтаж. Такие материалы часто используются для самостоятельного осуществления операций по очистке ввиду невысокой стоимости веществ и простоте в использовании.

Шашки действую иначе. После их срабатывания Вам нужно лишь поместить ее в салоне (обычно в непосредственной близости от воздухозаборника), а также включить рециркуляцию воздуха. Шашка имеет определенное время действия, после чего необходимо хорошо проветрить салон. Конечно, подобные средства не способны справиться с большим количеством грязи, накопившимся в патрубках, однако они отлично борются с вредными бактериями. Преимущество шашек в том, что они производят сухой дым, поэтому влажных следов состава не остается.

Жидкости применяют с помощью специальных устройств – парогенераторов. Такой прибор устанавливается в салоне в максимальной близости от заборника воздуха. Затем устанавливается режим рециркуляции. Пар проходит по магистрали и радиатору, эффективно удаляя грязь и бактерии. Недостатком такой методики является необходимость применения сложной и дорогостоящей аппаратуры.

Полный размер

Профессионалы используют для химической чистки специальное дорогостоящее оборудование.

Чистка системы кондиционирования автомобиля своими руками

Чистка системы кондиционера многим автомобилистам не представляется таким мероприятием, которое необходимо осуществлять в сервисе. Вооружившись новинками автохимии, они самостоятельно берутся за работу. Отметим, что при использовании качественных материалов, а также точном следовании инструкции, есть большая вероятность действительно избавиться от неприятного запаха и освежить воздуховоды. Однако такие операции, как, например, мойка радиатора, лучше поручить профессионалам, особенно, если Вы никогда не сталкивались с их осуществлением.

Основные сложности при химической чистке:

• Выбор средств. На рынке представлено большое количество такой продукции, но, к сожалению, не вся она соответствует заявленным характеристикам.
• Наличие теплого проветриваемого помещения. Подобные операции не следует проводить на улице, поскольку при открытых дверях (во время проветривания) в салон попадает большое количество пыли.
• Механизмы системы должны работать должным образом. При неисправностях такого типа следует устранить сначала их.

!Важно! Что касается материалов – отдайте предпочтение известным брендам, которые успели себя зарекомендовать. Пусть их цена выше аналогов, но зато Вам не придется сомневаться в качестве.

Также существует ряд тонкостей при выполнении таких работ:

• После проведения операций стоит заменить салонный фильтр, так как пыль, которая успела на нем осесть, снова распространится по системе.
• Если после 1-2 раз использования таких средств неприятные запахи не исчезли, следует применить механическую чистку.
• После использования шашки оптимальным решением будет отказаться от перевозки маленьких детей и животных хотя бы на сутки, чтобы химия полностью выветрилась.

Механическая чистка системы кондиционера – это более сложная операция, которая имеет ряд своих особенностей.

• При демонтаже радиатора конденсатора необходимо сливать хладагент.
• Радиатор испарителя нередко находится в труднодоступных местах под торпедой. Его выемка предполагает демонтаж большого количества элементов.
• Демонтаж воздуховодов очень часто требует снятие торпеды. Это сложная операция, за которую не стоит браться, если Вы не имеете должного опыта.

!Важно! Подобные мероприятия проводятся в случае засорения радиаторов или тогда, когда химическая чистка не помогла. В иной ситуации гораздо проще ограничиться химией.

Есть в этой операцией и ряд тонкостей:

• Чистка радиаторов будет отличным поводом для замены фреона.
• Демонтируя панели, следует использовать специальные пластиковые инструменты, чтобы не повредить элементы отделки.
• Обычно радиаторы испарителя и печки находятся поблизости. В таком случае стоит провести очистку и второго элемента.

Полный размер

Сегодня на рынке представлено большое количество автохимии. В том числе можно отыскать и профессиональные средства.

Стоимость очистки кондиционера

Если Вы решили не осуществлять мероприятия самостоятельно или Вам нужна сложная механическая очистка, стоит подыскать опытных мастеров. В первую очередь, конечно же, это касается операций, связанных с демонтажем оборудования. Неумелые действия способны серьезно повредить элементы крепежа, в связи с чем их штатная установка будет невозможна. Также будет очень удобно, если после чистки радиатора Вы сможете на месте заправить свежий фреон. Многопрофильность посещаемого техцентра всегда экономит Ваше время.

Например, качественно очистить систему кондиционирования Вашего автомобиля помогут сотрудники специализированного автосервиса М-Сервис. Здесь используются проверенные химические средства, а также есть все необходимое для осуществления механической чистки компонентов узла. К тому же, в отличие от официалов, здесь такое мероприятие обойдется всего в 1.600 рублей. Отметим, что так как операции выполняются профессионалами, эффект от них продлится весьма долго, а Вы сможете наслаждаться свежестью в салоне своей машины.

Полный размер

Если у Вас нет должного опыта, поручите механическую очистку системы кондиционирования специалистам проверенного сервиса.

Возможные проблемы

Чтобы понять, как демонтировать кондиционер своими руками, нужно знать, с какими проблемами придется столкнуться. Заключаются они в следующем:

  • В процессе работы может произойти утечка хладагента. Начнется его улетучивание в атмосферу. Это приведет к необходимости внеочередной заправки агрегата. Лучше такого не допускать. Нужно провести демонтаж так, чтобы вещество осталось в системе.
  • Попадание в хладагент воды приведет к тому, что в испарителе жидкость замерзнет. Твердые кусочки льда приведут в негодность компрессор. Чтобы такого не произошло, нельзя работать в дождливое время.
  • Расположенный с внешней стороны стены наружный блок при демонтаже может упасть. Чтобы устранить риск такой неприятности, работу следует проводить с помощником.
  • Нельзя допускать повреждение элементов конструкции. Через трещину начнет улетучиваться фреон или внутрь попадет грязь. Поэтому в работе следует соблюдать аккуратность.
  • Следует проявлять осторожность при отключении от патрубков магистралей. На них припаяны сгоны с резьбой, которые можно сорвать.
  • При отключении проводов следует записать их расположение. Это пригодится при обратном монтаже.
  • Не обрезать коротко дренажную трубку, через которую выходит конденсат.

Этапы подготовки

На предварительном этапе требуется удержать в системе хладагент. Находится он в контуре, который состоит из компрессора, испарителя, конденсатора, а также соединительных трубок.

Фреон поступает в испаритель в жидком состоянии, поэтому сюда ведут трубки небольшого диаметра. Испаряясь, хладагент поступает в компрессор уже в виде газа. Здесь размер ветки больше.

Цель предварительного этапа: собрать весь газ в конденсаторе. Для этого нужно выполнить следующие шаги:

  1. Идет включение кондиционера в режиме охлаждение. Ставится самая низкая температура. Агрегат работает в течение 10 минут.
  2. На внешнем блоке располагается вентиль со штуцером. К нему подходит тонкая трубка, по которой движется фреон. Сверху располагается защитный колпачок. При его снятии появляются шлицы. На них набрасывается ключ и вентиль перекрывается.
  3. Ведется наблюдение за манометром, стрелка которого через 1 минуту должна упасть до нуля. Сразу после этого такая же процедура проводится с наружным блоком. Снимается защитный колпачок и закручивается второй вентиль. Затем при помощи пульта дистанционного управления кондиционер выключается. Весь хладагент скапливается в наружном блоке.

Если на агрегате отсутствует манометр, то выдерживается 1 минута и перекрывается второй вентиль, прибор отключается.

Как часто нужно чистить кондиционер?

Чистку кондиционера стоит проводить как минимум два раза в год: весной перед активной эксплуатацией и осенью перед переходом на режим обогрева. Если же вы очень часто включаете кондиционер или он работает у вас круглосуточно, то тогда чистку нужно проводить не реже одного раза в месяц. Правда, что кондиционированный воздух — мёртвый? Подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *