Как починить стиральную машинку самостоятельно: извлекаем и заменяем ТЭН

  • автор:

Автоматические стиральный машины уже давно превратились в непременный атрибут комфортной жизни современного человека. Старшие поколения уже не хотят даже вспоминать, что когда-то бельё стиралось руками. А новое поколение даже может не знать, что такое бывает. Да и не надо. Для стирки существует «умная» домашняя техника.

Она работает – мы отдыхаем. Безусловно, всё удобно и замечательно. Но так бывает до той поры, пока стиральная машина функционирует без сбоев и неполадок. А ведь они, к сожалению, вполне возможны. Зачастую неполадки и неисправности могут возникать даже не по вине стиральной машины, а из-за внешних факторов, влияющих на её работу.

Один из таких факторов – качество водопроводной воды в наших трубах. Жёсткая вода, да ещё с различными примесями, неизменно приводит к повышенному образованию накипи на поверхности нагревательного элемента. Рано или поздно это вызовет его поломку. Да и нестабильность наших электрических сетей способно вывести ТЭН стиральной машины из строя. Конечно, стирать можно и холодной водой, но только качество подобной стирки вряд ли кого-то устроит.

Какой же выход? Да просто нужно будет заменить неисправный ТЭН на новый. В сервисном центре мастер озвучил цену, и вы понимаете, что это дорого? Не нужен нам такой мастер. Будем проводить замену нагревательного элемента самостоятельно. А как это делается, рассмотрим далее.

Причины поломки тэна

Ни один производитель стиральных машин не выпускает самостоятельно всех составляющих элементов, значительная их часть делается на смежных предприятиях по заказу. Как следствие – увеличиваются риски поставок некачественных товаров. Ответственные производители отправляют к поставщикам своих представителей для контроля всего процесса и проверки изделий на месте, а халтурщики покупают то, что дешевле. Как результат – выход из строя нагревательных элементов. Это самая основная причина поломок. Но есть еще и объективные факторы, связанные с условиями эксплуатации.

  1. Перегорела спираль тэна или датчик управления. В деревнях часто прыгает напряжение в сети, из-за сильного ветра возможно перехлестывание проводов на воздушных линиях электрических передач. Результат – напряжение вместо 220 В составляет 380 В. Перегорает или тэн, или автоматика, или все вместе.

    Одной из причин поломки может быть перегоревшая спираль

  2. Плохое качество воды. Очень часто вода имеет высокую концентрацию кальция, при высоких температурах он затвердевает и оседает на поверхности тэна. Кальций намного ухудшает теплопередачу, что заметно понижает КПД нагрева. Но это не все проблемы, создаваемые твердыми осадками кальция. Они провоцируют значительное повышение температуры нагрева нихромовой спирали, она не рассчитана на такие режимы и быстро перегорает. Высокая температура нагрева спирали становится причиной перегрева металлического корпуса – прогорает и он.

    Кальциевые отложения чаще всего являются причиной поломки тэна

Цены на ТЭН для стиральной машины

ТЭН для стиральной машины

Как узнать, что нагревательный элемент не работает

В связи с тем, что во время стирки невозможно открыть бачок, узнавать о поломке нагревательного элемента следует по косвенным признакам.

Можно примерно вычислить время слива грязной воды в канализацию перед полосканием и в этот момент потрогать поверхность шланга. Если он теплый – все в норме, если холодный, то надо менять нагреватель. Но так поступать не все имеют возможность. По каким еще признакам можно заметить поломку тэна?

  1. Резко ухудшилось качество стирки. Причем оно не повышается при замене используемого стирального порошка и повышении температуры нагрева на панели управления.
  2. Потребление электрической энергии во время стирки заметно сократилось. Надо помнить, что на нагрев воды автомат использует не менее 80% всей энергии.
  3. Стиральная машинка самостоятельно отключается или срабатывают автоматы защитной электрической арматуры. Такие ситуации наблюдаются во время наполнения автомата водой. Если у вас такой случай – немедленно отключите устройство от питания и не пользуйтесь им до ремонта.

Если качество стирки резко ухудшилось, нужно проверить, работает ли тэн

Важно. К сожалению, большинство отечественных домов и квартир старых проектов не имеет заземления, что значительно увеличивает риски травматизма. При первых признаках проблем с короткими замыканиями надо как можно быстрее отключать электрическое оборудование и вызывать профессионального электрика, или исправлять проблему самостоятельно. Но для этого надо иметь специальные инструменты и приспособления, знать требования ПУЭ.

Устройство тэна стиральной машины

Профилактика поломок

Профилактика тэна проводится таким образом, чтобы не образовывалась накипь на нем. Чаще всего вода в водопровод поступает слишком жесткая, нужно подумать, как это исправить и смягчить её. Можно поставить специальные фильтры, которые сделают жидкость нормальной для стирки. Если высокая жесткость воды, то необходимо избегать стирок выше 60 градусов и добавлять нужно специальный порошок.

Если накипь уже образовалась, то можно прочистить тэн лимонной кислотой.

Для этого нужно засыпать её в отдел для порошка и включить режим стирки на 60 градусов без вещей. Можно также и при 90, если вдруг показалось, что накипи большое количество. После этого необходимо будет прочистить барабан и нагревательный элемент.

Такие способы могут предотвратить накипь, если процедура будет выполняться хотя бы раз в полгода. Чтобы не допускать её образование, нужно стирать в режиме, который не больше 40 градусов. Для того чтобы не допускать других поломок, нужно делать перерыв между стирками примерно два часа.

Это необходимо, чтобы СМА LG отдыхала и не перегружала себя. Нужно также избегать образования грибка. Если вдруг была замечена даже небольшая плесень, то нужно сразу же выполнять дезинфекцию. Важно помнить, что использовать для стирки нужно только качественный порошок. Ведь дешевая бытовая химия приводит к накоплению солей на деталях. Если будут соблюдаться все профилактические меры, то стиральная машина прослужит долго.

Подготовка к процессу

Что нам точно понадобится для работы. Изначально, конечно же, новый ТЭН. Где его взять? Можно купить либо заказать всё в тех же мастерских или специализированных магазинах, а также призвать на помощь интернет. Выбирайте где будет выгодней сами. Обязательное условие – полная совместимость с моделью ремонтируемой стиральной машины. Можно использовать старый и неисправный в качестве образца. Понятно, что для этого сначала придётся его снять.

Какие могут понадобиться инструменты

  • Отвёртки различных конфигураций или шуруповёрт с набором бит (могут пригодиться шестигранники или звёздочки). Разные конфигурации, потому что некоторые изготовители используют «хитрые» винты, которые не открутить обычной отвёрткой. Так изготовители пытаются привязать любой вид ремонта к своему сервисному центру. Наивные.
  • Плоскогубцы или ключ с головкой на десять. Будем откручивать крепление нагревателя.
  • Если есть желание удостовериться в окончательной потере ТЭНа, можно приготовить тестер.

Какие инструменты нужны

Чтобы поменять спираль, необходимы следующие инструменты:

  • смазка, предназначенная для обработки технических деталей;
  • мультиметр;
  • плоская и крестовая отвертки;
  • ключ на 8, гаечный.

Если владелец стиральной машинки не уверен в своих силах, ему лучше обратиться в сервисный центр, где мастера выполнят замену спирали.

Обеспечиваем доступ к нагревательному элементу стиральной машины

Прежде всего, потребуется определиться – с какой стороны вашей стиральной машины расположен ТЭН. Например, у Samsung, Bosch и Siemens он в передней части бака под лицевой панелью машины. А у Indesit и Ariston сзади под крышкой. Как определить какой тип машины у вас? Да совсем несложно.

У всех машин с задним расположением нагревательного элемента на тыльной её стороне находится съёмный люк, который держится на нескольких винтах. Достаточно открыть заднюю крышку стиральной машины и осмотреть нижнюю часть бака. Там неподалёку от двигателя сразу будет заметна внешняя сторона ТЭНа с гайкой посередине и проводами питания и заземления.

Если же нагревателя там нет или задняя стенка вашей машины глухая, искать ТЭН придётся под передней стенкой. А для этого эту стенку нам нужно демонтировать. Каким образом? Сейчас рассмотрим.

Разберём на примере машины Bosch. Для других брендов процесс совершенно аналогичен. Поехали!

Снимаем верхнюю крышку

Нужно открутить парочку саморезов сзади и вытянуть крышку назад к себе и немного вверх. Не переусердствуйте, можно выломать пластиковые фиксаторы, без них крышка обратно ровно не ляжет.

Шаг 2 — Обеспечиваем доступ к крепежу

Когда вы определите, где расположен ТЭН в стиральной машине, можно переходить к разборке корпуса. Для этого первым делом нужно отключить технику от электросети, чтобы предотвратить поражение электрическим током при замене нагревательного элемента. Если расположение заднее, придется дополнительно отсоединить сливную трубу и водоснабжение. Также не обойтись без слива остатков воды из стиралки. Слить воду можно через специальный сливной фильтр или же, если опустить сливной шланг ниже уровня расположения корпуса машинки, что может быть более проблематичным решением.

Далее снимите заднюю крышку. Если ТЭН находится за ней, все хорошо, останется его снять и заменить, о чем мы расскажем ниже. В том случае, если вам нужно снять переднюю крышку, действуйте по следующей инструкции:

  1. Снимите крышку, которая находится сверху.
  2. Демонтируйте лоток для моющих средств. Как правило он крепится саморезами и дополнительно зафиксирован защелкой, которую нужно аккуратно отсоединить.
  3. С уплотнителя на люке нужно снять стальной обруч. Его держит пружина, которую просто необходимо немного растянуть. После снятия обруча аккуратно демонтируйте и сам уплотнитель, а также блокиратор двери, от которого требуется отключить провода.
  4. После этого можно открутить переднюю панель, которая закрепляется саморезами и, возможно, клипсами.
  5. Доступ для замены ТЭНа обеспечен, можно переходить к основному процессу.

Снимаем панель управления стиральной машиной

Вначале вынимаем кювету для порошка – вытягиваем, нажимаем внутри клавишу и окончательно вытаскиваем. Для моделей, у которых клавиши-фиксатора в кювете нет – вытянуть до упора, немного вверх и вытянуть из пазов.

Становятся видны два или три винта. Их удаляем. Теперь потребуется открутить оставшиеся винты, на которых держится панель управления. Они могут находиться сверху или по бокам. Открутив эти винты, аккуратно снимаем панель. Оставляем её висеть на проводах. Для удобства положим панель наверх.

Отделяем манжету люка

Для этого открываем дверь стиральной машины. Берём отвёртку и осторожно поддеваем хомут-пружину, которой крепится резиновая манжета. Снимаем хомут, вытягивая его по кругу. А теперь руками снимаем резину с корпуса передней стенки стиральной машины. Крепление замка блокировки люка может крепиться винтами или защёлками. Откручиваем или снимаем зажимы и проталкиваем замок внутрь.

Демонтируем переднюю панель стиральной машины

Удерживается она всё теми же винтами. Сначала откручиваем нижние. У различных моделей машин они могут располагаться – в самом низу корпуса, под декоративной панелью, возле дренажного фильтра, внизу по бокам. Переходим наверх. И также удаляем все винты, на которых может держаться стенка. Проверяем – всё открутили? Тогда берёмся за переднюю стенку руками, снимаем её и отставляем в сторону. Перед нами всё внутреннее содержание стиральной машины-автомат.

Самостоятельная замена нагревательного элемента

Ну вот, доступ к нагревателю мы получили. Все последующие действия абсолютно аналогичны и не зависят от того, с какой стороны машины находится ТЭН.

Мы уже определились, что нагреватель находим в нижней части бака. Если нет полной уверенности в неисправности ТЭНа, можно прозвонить его тестером. Сгорел? Что и требовалось доказать. Потребуется снять провода с контактов. Они обычно держатся довольно плотно. Просто аккуратно стягиваем их при помощи отвёртки.

Теперь надо открутить болт, которым крепится нагревательный элемент. Остаётся только извлечь ТЭН. Его нужно осторожно, чтобы не повредить бак, вытянуть наружу. В современных стиральных машинах непосредственно в нагревательном элементе установлен термистор (температурный датчик).

Они очень редко приходят в негодность и практически наверняка в нерабочем ТЭНе остался исправный термистор. Можно проверить его тем же тестером. Замеряется сопротивление сначала холодного датчика и потом сопротивление помещённого в горячую воду. Если эти показатели значительно отличаются – термистор исправен. А значит, его вполне можно установить на новый нагревательный элемент. Тем более, если он не укомплектован датчиком.

Обратный процесс сборки описывать смысла нет. Абсолютно же самое, но только в обратном направлении. Когда сборка завершится, останется только подключить стиральную машину обратно к коммуникациям и проверить её работоспособность. Всё готово.

Вот так запросто и без особых затруднений можно самостоятельно осуществить замену нагревательного элемента практически любой стиральной машины-автомат. А понесённые на приобретение ТЭНа затраты, наверняка очень сильно отличаются от расценок в прайсе сервисной компании. Теперь вы знаете, что многие виды ремонта стиральным машин легко можно осуществить своими руками. Не такая уж тяжёлая задача.

Накипь и очистка ТЭНа

Накипь образуется в первую очередь при наличии жесткой воды. Всего 1мм накипи дает 75% дополнительной теплоизоляции. Таким образом, ТЭН под столь большим слоем солей начинает элементарно перегреваться.

Первым признаком образования накипи служит отчетливый шум в виде шипения или посвистывания. Кода шумы становятся громче, но бойлер продолжает исправно работать, не тяните с очисткой, иначе может быть поздно.

Разбираете бойлер, как будет показано ниже, и приступаете к чистке. Ее можно проделать двумя способами:

  • обычным ножиком или металлической щеткой
  • если накипь очень твердая, то при помощи лимонной кислоты или спец.средств

Отрезаете горловину пластиковой бутылки 1,5л и разводите в ней раствор:

  • теплая вода 60 градусов
  • 7 чайных ложек лимонной кислоты

Замачиваете в нем на ночь тэн. После чего, утром счищаете все лишнее. Результат порой просто поражает воображение.

Коррозия водонагревательного элемента

Почему корпус нагревательного элемента подвергается коррозии и разрушается? Дело в том, что тэн в бойлере снабжен магниевым анодом.

Без него, внутри титана образуется гальваническая пара:

  • бак — ТЭН

А с магниевым анодом:

  • ТЭН – анод

Через этот анод все блуждающие токи стекают на ”землю”, постепенно унося с собой какую-то часть корпуса анода. Когда он будет полностью разрушен, эти токи начинают стекать уже по корпусу тэна.

Наросты на ТЭНе образуются не равномерно. Из-за этого разные участки его медной оболочки приобретают разные коэффициенты расширения. В итоге создается поверхностное натяжение, которое разрывает оболочку тэна.

Во многих сервисных центрах, при капитальной поломке бойлера, вам даже могут отказать в гарантии, если не будет чека о своевременной замене анода.

В конечном итоге коррозия становится сквозной и перегорает рабочий элемент.

Кстати, при целом аноде, вода из бака может быть немного с запахом. Когда запах исчезнет, это может служить неким признаком разъедания электрода.

Современные модели имеют специальные датчики контролирующие состояние анода.

При своевременной замене анода и обязательной чистке, тэн у вас действительно прослужит в несколько раз дольше. Заземление корпуса также увеличивает срок службы тэна минимум в два раза.

Однако многие, почему-то упускают из вида этот момент. Между тем, при интенсивной работе, чистку бойлера рекомендуется проводить хотя бы один раз в год.

Нельзя однозначно сказать, что у некоторых моделей, например Electrolux, Ariston или Gorenje срок службы больше, чем у Thermex или Indesit. Тут все зависит от множества факторов:

  • количество потребленной воды
  • средняя температура нагрева этой воды, ее химический состав
  • как воткнута вилка в розетку (куда приходит фаза, а куда ноль)
  • есть ли заземление или нет

Проверка исправности тэна

Как можно понять, что тэн сгорел и пришло время его менять? Если сигнальные лампочки индикатора светятся и показывают, что бойлер включен, но он при этом не греет, это только косвенная причина.

Дело может быть в проводке, нарушении контакта или толстом слое накипи. Основную проверку нужно проводить мультиметром, путем замера сопротивления. Как это сделать, подробно описывается в статье «Подключение бойлера к электросети – ошибки и правила.”

Еще можно проверить наличие потенциала между нулем и корпусом прибора. Когда тэн разрушается, его токоведущая спираль соприкасается с водой, а через нее напряжение попадает на корпус бойлера.

Замер делать лучше мультиметром, в режиме измерения переменного напряжения. На циферблате может быть как пару десятков вольт, так и все 220В. Это уже говорит о 100% неисправности и необходимости менять элемент нагрева.

Если у вас стоит УЗО, как и должно быть при нормальной схеме, то оно начинает выбивать при попытке включить и подать питание.

Правильное УЗО (не 30мА, а max 10мА) – это обязательный элемент схемы при подключении любого бойлера, иначе напряжение у вас запросто может оказаться на смесителе, воде из под крана на кухне и в других неожиданных местах.

Слив воды и разборка водонагревателя

И так, когда определились, что вскрывать все-таки нужно, первым делом отключаете питание, вытащив вилку с розетки. Затем сливаете с титана воду. Для этого перекрываете краны подачи горячей и холодной воды.

Откручиваете шланг холодной воды, подставив подходящую емкость для слива.

Если вода не течет со снятого шланга, это говорит о воздушной пробке. Нужно ее убрать. Для этого достаточно немного ослабить гайку в месте подключения патрубка горячей воды к трубе.

Далее открываете предохранительный клапан и спускаете воду через него. Если клапан вдруг оказался забит, то придется скрутить вентиль целиком. Вода сплошным потоком пойдет из бойлера.

После слива, полностью скручиваете с титана оба вентиля (горячий+холодный), чтобы вскрыть нижнюю крышку и получить доступ к тэнам.

Есть современные модели, где нижняя крышка идет разборной и чтобы ее снять, не обязательно трогать вентиля. Она идет в виде пластиковой вставки закрепленной на нескольких винтах.

Отсоединяете провода питания, предварительно запомнив или пометив маркером, какой куда подключен. А еще лучше нарисовать схемку. Как правило, все провода цветные и сделать это будет легко. Иначе в такой куче проводки можно и запутаться.

Не хотите ничего рисовать, тогда элементарно сделайте пару фотографий на сотовый телефон. Будете точно знать расположение всех элементов и проводов.

После этого откручиваете по периметру гайки или винты крепления самого тэна.

Откручивать можно в любой последовательности, а вот закручивать их необходимо также, как головку двигателя или колеса на авто, то есть крест накрест.

Если вы сразу же прикрутите какую-то гайку до упора, это приведет к искривлению фланца и не будет необходимой плотности прилегания. Следовательно, прокладка держать не будет и появится течь.

Аккуратно вытаскиваете греющий элемент наружу. Он весь будет в ржавчине, а от магниевого анода, кроме тонкой прогоревшей железки и вовсе может ничего не остаться.

Промывка

После того как тэны извлечены, сам бойлер необходимо промыть чистой водой от всей той ржавчины и грязи, которая скопилась внутри. Поэтому для качественной замены водяной нагреватель все же приходится снимать со стены.

Промываете нутро обыкновенным шлангом из под крана. Воды наливайте совсем немного, так как бойлер объемом 50-80 литров еще придется поднимать вручную для слива всех ошметков. Кто-то добавляет лимонную кислоту при промывке, кто-то нет.

Совет по промывке: лучше всего бак промывать в ванной, установив его вертикально на бельевую доску. Скручиваете лейку с душа смесителя и заводите шланг в отверстие, где был тэн.

Заполнение водой и проверка работоспособности

Вешаете эл.титан на место. Подсоединяете шланги и открыв холодную воду, начинаете наполнять бак. Кран горячей воды также должен быть открыт для выхода воздуха.

При этом следите, чтобы нигде не было протечек. Как только пойдет вода из ”горячего” крана – бойлер наполнен. Сразу закрывать кран не нужно, пусть вся ”жижа” прольется и окончательно промоет бак и трубы.

Только когда пойдет чистая вода, перекрываете смеситель.

После этого, водонагреватель должен хотя бы полчаса-час выстоять, чтобы ушел конденсат со всех поверхностей и была уверенность в отсутствии протечек.

Затем можно подавать напряжение, включив титан в розетку. Чтобы проверить работу термостата, ручкой регулятора принудительно выкручиваете регулировку до максимума и минимума.

При этом должна срабатывать лампочка включения-отключения бойлера.

Если бойлер работает тихо, не издавая никаких звуков, и вам непонятно грет он или нет, можно проверить потребление эл.энергии по счетчику.

На максимальной мощности нагрева обогревателя, счетчик будет крутиться или моргать существенно быстрее. А это значит, что тэны работают как надо. Весь ремонт с покупкой запчастей вам обойдется в районе 1500-2000 рублей. В любой мастерской с вызовом сантехника на дом, за такую работу запросят не меньше 3000-5000 рублей и это без учета материалов.

Так что самостоятельный ремонт способен вам сэкономить существенную сумму денег, главное не совершить некоторых ошибок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *