Как сделать лепнину из гипса своими руками — мастер класс по изготовлению в домашних условиях

  • автор:

Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта.

Рамы для зеркал из гипса

Лепнина для зеркала отличается высокой доступностью, красотой, эстетичностью и разнообразием в нашем магазине. Рама для зеркала из лепнины имеет в большей степени декоративную функцию, она может быть как строгой и лаконичной, так и объемной, роскошной и оригинальной. Еще со времен средневековья зеркало в гипсовой раме считалось предметом роскоши, только высшая знать могла себе позволить такое убранство. Сегодня за счет доступности материалов и цен от производителя купить гипсовую рамку для зеркала в магазине «LepART» в Краснодаре может каждый желающий.

Естественно, что этот предмет интерьера должен вписываться в общий стиль комнаты, поэтому советуем вам подбирать его тщательно. Если вы сомневаетесь, какой товар выбрать, обратитесь за профессиональной консультацией к нашим специалистам. Их многолетний опыт поможет вам определиться с выбором и заказать при необходимости уникальную вещь. Вы сможете купить идеально подходящий вам молдинг для зеркала из лепнины по низкой и выгодной цене.

Гипсовые рамы для зеркал выдают в хозяине квартиры эстета и ценителя, человека с утонченным вкусом и чувством стиля. Сегодня податливый природный материал – гипс можно окрасить в совершенно любой цвет и создать структуру, идентичную натуральному дереву, драгоценным металлам или состаренную поверхность. Благодаря этому каждый может себя почувствовать обладателем «драгоценного” или старинного предмета интерьера. Купить любую рамку из гипса для зеркала по выгодной и доступной цене вы можете в нашем интернет-магазине «LepART» в Краснодаре. Фото товара размещены на нашем сайте.

Заметьте, что большинство подобных изделий из полиуретана стоит в разы дороже более легких и долговечных изделий из гипса. Гипс отличается высокой влагостойкостью, не разрушается под действием высоких или низких температур, поддерживает в комнате идеальную влажность, не отсыревает и не крошится. А главное, гипс является максимально безопасным природным материалом.

Гипсовые рамки на стенах

Если в комнате довольно высокие и длинные стены, отличным решением будут рамки из гипса для стен, купить которые также можно в нашем магазине «LepART». Среди их преимуществ: небольшой вес, универсальность дизайна, выгодная цена от производителя, высокая экологичность. Рамка из гипса для стен может иметь любую форму и размер, наши специалисты помогут рассчитать идеальные параметры вашей будущей декоративной конструкции. Помимо этого сотрудники нашей фирмы помогут вам установить багет так, чтобы он идеально вписался в интерьер и держался десятилетиями. Наши изделия обладают высокой износостойкостью и длительным сроком эксплуатации.

Кроме настенных мы изготавливаем красивые декоративные рамки на стену для телевизора из лепнины высшего качества. Если вы разместили телевизор на стене, но чувствуете, что чего-то явно не хватает, закажите у нас лепнину и разместите ее вокруг монитора, чтобы удачно завершить композицию.

Основные виды фасадной лепнины

В зависимости от формы и назначения, фасадная лепнина делится на следующие виды.

  1. Пилястры и колонны. Чаще всего монтируются у входных групп, иногда устанавливаются на больших открытых балконах. Во время монтажа обязательно должны упираться в поверхность, в подвешенном положении устанавливаются крайне редко. Для установки рекомендуется привлекать профессиональных строителей, выполнить работы самостоятельно без практических навыков очень сложно.

    Колонны, пилястры

    Капитель колонны

  2. Арки, молдинги, карнизы. Элементы служат для декорации дверных или оконных проемов. Не самый сложный вид лепнины, возможна самостоятельная установка.

    Полукруглая арка облегчает фасад дома, создает красивый дизайнерский эффект, напоминающий об античности

    Молдинг и угловой элемент утепленного фасада

    Карниз в классическом стиле

  3. Барельефы и декоративные панно. Устанавливаются над навесами входных дверей, могут применяться для украшения фасадных стен второго этажа. Такие работы могут выполняться самостоятельно, не требуют больших знаний, затрат и усилий. Проблемы могут возникать при отделке фасадов многоэтажных коттеджей. Для монтажа придется специально устанавливать строительные леса, работать желательно с помощником.

    Фасадный барельеф

    Монументально-декоративное панно на фасаде

  4. Поручни и балюстрады. Имеют универсальное использование, могут устанавливаться как на балконах, так и около центральных входных дверей. Этот вид лепнины изготавливается только из бетона, гипсовые или пенопластовые элементы на фасадах не применяются.

    Балюстрада из пенополиуретана

    Архитектурные элементы оконных проемов

Лепниной можно украшать все стены или отдельные архитектурные элементы. Современные технологии позволяют изготавливать фасадную лепнину из различных по физическим и ценовым параметрам материалов. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Какие бывают формы фасадной лепнины

Таблица. Преимущества и недостатки материалов для изготовления фасадной лепнины.

Наименование материала Положительные стороны Отрицательные стороны

Гипс

Материал не оказывает вредного влияния на окружающую среду, по показателям физической прочности занимает среднее место. Гипс имеет высокую технологичность – уменьшается стоимость изделий, расширяются возможности скульпторов. Относительно небольшая масса позволяет использовать упрощенные технологии во время фиксации лепнины на фасадные стены. Высокая гигроскопичность – главный недостаток гипса. Еще одна проблема – хрупкость. При незначительных ударных усилиях гипс крошится или трескается, фигуры приходится ремонтировать. Для защиты от проникновения влаги нужно использовать современные пропитки и защитные покрытия. Крайне не рекомендуется монтаж на открытых фасадных стенах, лучше устанавливать в местах, имеющих защиту от атмосферных осадков.

Пенопласт, пенополиуретан и прочие вспененные полимеры

Самый легкий, в большинстве случаев фиксируется только на клеящие составы с высокой адгезией к строительным материалам. Для изготовления лепнины из полимеров используются марки с небольшими размерами воздушных пузырьков, за счет этого несколько увеличивается прочность. По стоимости относятся к наиболее дешевому сегменту. Очень низкая прочность. В связи с этим, такую лепнину рекомендуется устанавливать на высоте, в местах, минимизирующих риски механических повреждений. Еще один недостаток – по неизвестным причинам пенопласт очень нравится птицам, а потому никакие меры предосторожности не уберегут лепнину от повреждений.

Бетон и полимербетон

Наиболее прочные, красивые и долговечные изделия. Чаще всего имеют классические формы и мотивы. Срок эксплуатации исчисляется многими десятками лет. Самая дорогая лепнина, имеет большую массу и требует специальных строительных мероприятий во время установки. Технология производства сложная, такую лепнину могут изготавливать только большие компании с современным оборудованием и высокопрофессиональными специалистами.

Гипсовая лепнина известна человечеству не одно столетие

Имитация лепнины из пенопласта

Еще один пример фасадной лепнины

Лепнину можно купить готовой или сделать самостоятельно. Но во всех случаях поверхности надо дополнительно обрабатывать. Как улучшить внешний вид элементов декора?

  1. Покраска и лакирование. Можно использовать классический метод – покрасить изделия в тон цвету фасадных стен. Если есть желание поэкспериментировать, применяйте контрастные краски. Оригинально смотрится лепнина, покрытая патиной, можно имитировать позолоту, делать на поверхностях различные фактуры.

    Тонирование лепнины

    Окрашивание лепнины из гипса, полихромия

  2. Покрывать воском. Такой метод можно применять для защиты лепнины из гипса и бетона от проникновения влаги. Воск не только защищает декор, но и придает поверхностям блеск. Покрытие сохраняется многие годы. В теплый период воск может самостоятельно затягивать микротрещины, что увеличивает срок эксплуатации лепнины.

    Элемент лепнины, натертый декоративным воском

  3. Искусственное состаривание. На поверхность наносят жидкий гипс с минеральными красителями. Применяется жесткая кисточка с длинным ворсом – создается эффект трещин, для повышения эффекта старины в некоторых местах поверхность можно немного протереть тряпкой. Работы требуют практического опыта, если у вас его нет, то вначале следует потренироваться.

    Еще один способ декорирования лепнины — это патинирование, т. е. искусственное состаривание лепных элементов для придания им изысканной декоративности

  4. «Акварельный» мокрый эффект. На основной слой не высохшей краски наносится второй с новыми цветами. Граница между ними размывается, на лепнине заметны оба цвета. Для усиления эффекта второй слой можно наносить поролоном.

    Окрашивание гипсовой лепнины

Таблица. Краски, рекомендованные к использованию для улучшения внешнего вида.

Наименование Свойства

Мозаичные красители

Внутри красок имеются микроскопические капсулы с краской иного цвета. Во время нанесения капсулы лопаются, на поверхности создается мраморная фактура.

Люминесцентные краски

Работают только в темное время при попадании искусственного света. Краски отражают свет, за счет чего создается завораживающий эффект свечения.

Перламутровые красители

За счет специальных микроскопических добавок краска отражает различные цвета в зависимости от угла обзора. Лепнина имеет эффект «хамелеона», при этом игра цветов почти никогда не повторяется.

На заметку! Не рекомендуем самостоятельно изготавливать лепнину. Дело это долгое и довольно трудное. Вместо желанной экономии вы можете получить сплошные убытки и напрасную потерю времени. Намного выгоднее приобретать готовую лепнину, благо сегодня выбор огромен. Широкий ассортимент позволяет создавать фасады домов любых стилей.

Лепнина для фасада дома

Проемы окон и карнизы

Что касается финишной декоративной отделки, это делать не только можно, но и нужно. Лепнина продается с необработанной поверхностью, необходимо самостоятельно подбирать краски и технологии покрытия.

Важно! В связи с тем, что фасадная лепнина размещается под открытым небом, следует очень внимательно относиться к ее установке. Рассмотрим пошаговую инструкцию по монтажу.

Полиуретан как основа для изготовления лепнины

Фасадная лепнина из гипса

Цены на готовые фасады из гипсовой лепнины

Фасад из гипсовой лепнины

В каком стиле лучше оформить интерьер?

Лепка будет смотреться наиболее уместно в следующих стилях:

  • Классика.
  • Современный.
  • Барокко.
  • Арт-деко.
  • Ампир.
  • Неоклассика.

На фото потолок с лепниной в просторной гостиной, выполненной в стиле барокко.

На фото лепнина на потолке в интерьере гостиной в классическом стиле.

Фото лепнины в интерьере квартиры

  • Зал или гостиная. В просторной гостиной с высокими потолками, лепные элементы будут особенно уместны. Более крупные детали позволят создать интересные акценты на потолочной плоскости, разбавить монотонность интерьера и сделать его легким и изящным.
  • Кухня. Гипсовые модели отличаются не только эстетичностью, но и функциональностью, они устойчивы к высоким температурам, пару и запахам, поэтому станут самым оптимальным вариантом для декорирования кухни.
  • Спальня. Лепка в сочетании с подсветкой или другими видами освещения, станет изюминкой всего интерьера спальни и привнесет в него очарования и изысканности.
  • Ванная. Здесь также в первую очередь нужно учитывать назначение данного помещения. Используя лепнину в ванной, можно применять любые конфигурации. Они всегда будут выглядеть богато, роскошно и невероятно красиво.
  • Прихожая. Наличие подобной отделки позволяет скрывать недостатки и дефекты потолочной плоскости, корректировать геометрию пространства и кардинально изменять имидж прихожей.

На фото классическая кухня с потолком, украшенным лепниной.

Плоскость потолка, украшенная лепниной, по другому называется плафоном и является атрибутом роскоши. Данное дизайнерское решение делает декор более оригинальным и придает ему визуальной красоты.

Фото галерея

Лепнина на потолке привносит в атмосферу легкости и нежности. Замысловатые и сложные конфигурации помогут объединить изящество общей картины интерьера, придать демонстративности и непревзойденного художественного вкуса.

Типы лепнины

Существует несколько видов отделки.

Тип Описание Фото
Панно. Потолочное украшение в виде картины, обрамленное рамкой. Такое уникальное оформление прекрасно преображает интерьер помещения.
Фестон. Полукруглая гирлянда с причудливыми орнаментами в виде растительных или любых других переплетенных элементов.
Плетенка. Узор в форме пересекающихся линий, может располагаться, как по всей поверхности потолка, так и фрагментарно.
Барельеф. Выпуклый, объемный рельефный рисунок с гладкой центральной частью.
Горох. Представляет собой различные лепные шарики, которые могут быть использованы, как отдельно, так и композиционно.
Венок. Сплетенные по кругу цветы, листья, грозди или другие растительные сюжеты, создают очень изящный декор потолка.
Ажурная лепнина. Лепные врезные или прорезанные насквозь элементы, формируют очень глубокий и выразительный рельефный рисунок.

Элементы лепного декора для потолка

  1. Кессоны – квадратные, прямоугольные или многоугольные углубления на потолке в виде ниши. Придают потолку объемность. По центру можно установить осветительный прибор.

2. Розетки – это главный элемент потолочной лепнины. В основном, они имеют круглую форму, функционально подчеркивают люстру и придают помещению классический вид. Современный дизайн интерьера не всегда предполагает размещение розетки вместе с люстрой, она может быть и как самостоятельный акцент, гарантирующий роскошный вид помещению.

Розетки на потолке разделяют на две группы:

  • Центральные розетки. Их располагают в центре потолка помещения в качестве обрамления люстры.
  • Угловые розетки. Эстетично оформленные углы придают выразительность интерьеру, а также при необходимости позволяют отлично завуалировать погрешности стыков по углам и визуально выравнивают стены.

Относительно рельефности розетки выделяют:

  • гладкие – часто встречаются в минималистических интерьерных идеях;
  • объемные – вариант роскошного интерьера.

По способу производства и монтажа розетки бывают:

  • Накладные розетки. Предполагается монтирование розетки на поверхность потолка накладным способом.
  • Врезные розетки. Врезные розетки изготавливаются ручным способом сразу на потолочном полотне.

В зависимости от размера и формы розетки бывают:

  • распространенная форма — круглая или овальная;
  • ромбовидная или многоугольная;
  • в виде цветка или ажурного кружева.

3. Молдинги – это декоративные планки гладкой фактуры или оформленные орнаментом, которые выполняют функцию карнизов, создающих законченный вид верхней части стен. Они крепятся к стене или потолку. Их можно еще использовать для создания скрытой подсветки для потолка.

4. Карнизы — это горизонтальные планки, которые фиксируются на стыке стены и потолка. Дополнительно они могут скрыть неровности, возникающие в процессе проведения строительных или ремонтных работ.

5. Угловые элементы – выступают дополнением к карнизам и молдингам.

6. Консоли – этот элемент на потолке применяется совместно с карнизом, чтобы разделить потолочное пространство, а также для визуальной поддержки потолочных карнизов.

7. Купола – полусфера, создающая вогнутость в форме купола. Придает ощущение стремления в высоту. Куполами декорируют подвесные потолки.

Разновидности материалов

Три основных вида материала, которые используют для лепного оформления:

  • Гипсовые. Гипс имеет множество достоинств и является экологически чистым материалом. С его помощью можно создавать сложные элементы высокого качества и мельчайшие узоры лепнины, тем самым придавая потолку неповторимый вид.
  • Пенопласт (пенополистирол). Отличается невысокой ценой и доступностью. Различные конфигурации из пенопласта, преображают потолочную плоскость и делают ее элегантной и стильной.
  • Полиуретан. Довольно простой и быстрый способ оформления. Лепной декор из синтетического полиуретана не накапливает на себя пыль, не выгорает под воздействием солнечного света, легко моется и подходит для окрашивания любыми составами.

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий гипсокартон. Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.

  1. Находим и распечатываем изображение, которое хотим перенести на стены. Его надо вырезать из прочного и водостойкого материала. Лучше всего для этого подходит пластик, но можно использовать плотный картон. При необходимости шаблон можно растиражировать.
  2. Густо замешиваем смесь (обычно используют финишные гипсовые шпаклевки). Она должна иметь пастообразную консистенцию, не должна течь или растекаться.
  3. Закрепляем на стене шаблон (можно двусторонним малярным скотчем), при помощи шпателя заполняем прорези шпаклевкой.
  4. Через полчаса-час, снимаем шаблон, подравнивая неровные края, которые рвутся при удалении шаблона.
  5. Если рельеф должен быть более глубоким, сверху, на полученные пятна штукатурки, добавляем еще состав.
  6. Выжидаем час или более — зависит от состава. Материал должен быть еще достаточно пластичным — чтобы его можно было резать ножом, стамесками и другим подобным инструментом. Выбираем лишнее, формируя нужный рельеф.
  7. Ждем пока окончательно высохнет, добиваемся нужной степени гладкости используя наждачную бумагу разной зернистости (от средней — к очень мелкой).
  8. Красим, после высыхания можно покрыть лаком (совсем необязательно, но можно).

      Сдержанные формы, четкий рельеф

Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  • «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Пропитки для грунтовки барельефа

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:

  • Металлическую кельму из нержавеющей стали. Ею наносят раствор, выравнивают его, создают неглубокий рельеф небольшого размера. Применяют обычно если работают с большими площадями.
  • Пластиковая кельма. Ею тоже работают на больших площадях, но с ее помощью формируют глубокий или обширный (протяженный) рельеф: за пластиком раствор хорошо тянется.

    Основной инструмент для формирования рельефа при декоративной лепке на стенах

  • Шпатель. Это технический инструмент. Им накладывают на кельму раствор, подбирают излишки, очищают. Также с его помощью наносится раствор на стены, создавая базовый слой, добавляя затем в нужных местах для глубины.
  • Мастихины. Небольшие по размерам лопаточки разной формы. Ими можно наносить состав, убирать его, формируя нужный рельеф.
  • Скульптурные стеки. Двусторонний профессиональный инструмент скульпторов с разного вида и размера небольшими лопаточками и лезвиями. Используется для формирования мелкого рельефа, детализации и точной прорисовки. Этот инструмент стоит приобретать, если вы решили сделать не один барельеф на стене или потолке, а превратить это занятие в основное.
  • Медицинский скальпель. Без него можно обойтись, но он делает очень точные срезы. Профессионалы имеют несколько скальпелей разного размера и формы.

    Для точной прорисовки и коррекции

  • Стамески для резьбы по дереву. Свежий гипс они режут не хуже древесины. Стамески есть самые разные, с разными формами и размерами режущей части. Подбираются в зависимости от формы, которую надо вырезать.
  • Кондитерский шприц. Специальных инструментов такого плана нет, так что приходится пользоваться таким. Им удобно добавлять небольшие порции материала. Такая необходимость возникает, когда срезали лишнее. При выборе обратите внимание на то, чтобы поршень плотно прилегал к стенкам тубы, иначе раствор будет вылезать. На одну работу приходится покупать несколько штук — шприцы быстро ломаются.

Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Вот такой рисунок на морскую тематику для первого изготовления барельефа

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Раствор должен быть достаточно густым. Начинаем с самого простого: водоросли

Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Формирование мелких деталей

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой. Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

Самое толстое место — голова

В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

Для детализации прорисованы чешуйки

После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

По той же технологи сделан осьминог на прилегающей стене

Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

Барельеф на стене на морскую тему готов

Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.

Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, проведите проводку, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

Барельеф на стене: фото-идеи

Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *