Карниз крыши – назначение, устройство и способы отделки

  • автор:

Vadim 12390 0 1

Фасад дома никогда не будет выглядеть законченным и аккуратным, если не сделана подшивка свесов крыши. Сейчас существуют разные варианты обустройства этого сектора. Основываясь на богатом опыте практика, я выбрал 3 самых ходовых вида карнизной облицовки и дальше вы узнаете, почему их предпочитает большинство хозяев, а заодно мы пошагово разберем процесс монтажа своими руками.

Облицовка карнизов кровли придает фасаду дома законченный вид.

Зачем подшивать карниз

Эстетическая составляющая облицовки, безусловно, важна, но кроме нее карнизные свесы выполняют и важную практическую функцию:

  • В подавляющем большинстве кровлю сейчас принято утеплять, и если кровельный пирог по краю не прикрыть лобовой планкой, то он останется беззащитным перед капризами природы и начнет активно разрушаться, особенно это касается утеплителя;
  • Лобовая доска, которая накрывает лобовую планку и также считается частью карнизной конструкции, является основой для системы отливов, в большинстве случаев отливы крепятся как раз на нее, так проще;

Обшивка карнизного свеса исполняет роль фильтра в системе вентиляции кровли.

  • Вентиляция подкровельного пространства идет снизу вверх, соответственно в наклонных кровлях воздух заходит через карнизный свес, а выходит в районе конька. Грамотно устроенный карнизный свес исполняет роль своеобразного фильтра, не пуская под кровлю мусор и лишнюю влагу;
  • И наконец, птицы, насекомые и прочая живность часто строят свои жилища именно под кровлей и, закрывая свесы, вы продляете жизнь своей крыше.

Что такое карниз крыши

Необходимость в сооружении карнизов состоит в том, что этот элемент защищает верхнюю часть стен от разрушительного воздействия осадков и ветров. Длина карнизных свесов определяется исходя из климата региона. Чем длиннее свесы, тем больше вероятность обрушения конструкции кровли по причине скопления большого количества снега и льда при обильных осадках в зимнее время.

Карниз выполняет защитную функцию

При недостаточной длине свесы карнизов плохо защищают стены от ветра и от попадания на них дождя и снега, что приводит к их разрушению со временем. Это, в свою очередь, может привести к обрушению кровли, так как меняется геометрия верхней части стен. Правильно выполненный карниз не допустит разрушения стен и придаст всему дому завершённый облик.

Карниз состоит из нескольких частей

Чем отличается фронтонный свес от карнизного

Подобные конструкции разделяют на фронтонные и карнизные. Каждый из этих свесов выполняет свою функцию:

Все карнизные свесы ориентированы по линии горизонта.

  • Карнизными называют горизонтальные свесы, которые берут свое начало от нижнего среза кровли. Их обустройство считается самым важным, так как именно сюда заходит воздух для обеспечения подкровельной вентиляции;
  • Фронтонный свес — это нижний наклонный сектор кровельного пирога, граничащий с фронтоном дома. В вентиляции он не принимает участия и обшивка здесь нужна только для красоты и защиты утеплителя от живности.

Любой фронтонный свес монтируется под углом.

Фронтонные свесы могут быть только в тех кровельных конструкциях, где есть наклонный срез плоскости кровли, к примеру, двускатные крыши. Вальмовые, шатровые и прочие закрытые стропильные системы имеют только карнизные свесы.

Три варианта отделочных материалов

В действительности таких вариантов гораздо больше, мы взяли лишь самые ходовые, плюс даже в популярных направлениях есть свои различия по моделям и видам.

Вариант №1: деревянные свесы

До недавнего времени древесина была самым распространенным материалом. Красота натурального дерева бесспорна и монтируется обшивка довольно легко. Единственным минусом можно считать необходимость хорошей пропитки древесины. В линейке представлены вагонка, а также подшивная и обрезная доска.

Красота натурального дерева вызывает восхищение.

Иллюстрации Рекомендации
Вагонка.

Главным достоинством таких планок считается удобное соединение шип-паз. С одного торца здесь находится шип, а с другого паз. Таким образом, карниз, отделанный деревянной вагонкой, будет без щелей и зазоров.

Подшивная доска.

Такая доска имеет своеобразную форму, торцы у нее скошены под углом, что позволяет обустраивать поверхность без видимых щелей.

В карнизных свесах подшивная доска хороша тем, что между планками можно оставлять небольшие вентиляционные зазоры которых не будет видно.

Обрезная доска.

Это самый простой вариант. Обрезную доску можно набить плашмя с небольшими вентиляционными зазорами между планками, но это будет не очень красиво.

Или зашить карниз елочкой, как на фото слева, правда в этом варианте придется оставлять специальные щели для вентиляции.

Вариант №2: софиты или сайдинг для карнизов

Облицовка карнизов сайдингом сейчас бьет все рекорды популярности. Если быть точным, то карнизный сайдинг принято именовать софитами. От обычного сайдинга такие планки отличаются наличием вентиляционных сеток или решеток. В остальном, как материал, так и монтаж софитов аналогичны обустройству сайдинга.

Иллюстрации Рекомендации
Медный софит.

Медный софит при правильном монтаже простоит дольше, чем сама крыша. Медь не нужно ничем красить или пропитывать, она и так хороша. Проблема только в том, что медные софиты очень дорогие.

Алюминий.

Алюминиевые софиты такие же долговечные, как и медные. Плюс эти планки окрашиваются порошковым способом, а значит, цвет можно подобрать под любой фасад. Правда, цена алюминиевых софитов не намного ниже, чем медных.

Оцинкованная сталь.

Цена здесь средняя, плюс оцинкованные софиты также окрашиваются и если их не царапать, то будут стоять долго.

Пластик.

Виниловые софиты можно назвать оптимальным вариантом. Они легкие, не боятся влаги и самые доступные по стоимости. Главное, не брать дешевые модели, так как они со временем изменяют цвет.

Вариант №3: профлист

Отделка профлистом ненамного отличается от облицовки свесов софитами, они даже визуально похожи. Более того, профлист делается из того же оцинкованного и окрашенного металла, что и стальные софиты. Только габариты этих листов намного больше и на них нет вентиляционных сеточек. Их придется обустраивать отдельно.

Профлист довольно привлекателен, но на свесах придется отдельно монтировать вентиляционные окна.

Что такое сайдинг сафит

Описываемый материал – это ПВХ панели или металлические планки, на поверхности которых есть отверстия для вентиляции. Они используются для обшивки повернутых к низу горизонтальных или отвесных поверхностей.

Наиболее распространенная сфера применения – обшивка низа фронтонных свесов, образующихся после завершения монтажа кровли. В этом случае сайдинг одновременно выполняет сразу несколько функций: закрывает каркас низа карнизных свесов, защищает его от погодных осадков и ветра, а также от проникновения в подкрышное пространство птиц и насекомых, обеспечивает вентиляцию внутренней части крыши. Без нее на внутренней поверхности кровли будет скапливаться конденсат. Он может проникать в виде испарений во все слои утепления и звукоизоляции и снижать эксплуатационные сроки крыши.

Перфорированные софиты в обшивке низа фронтальных свесов Источник stroybaza.by

Выпускается сайдинг перфорированный в универсальной палитре. Внешне модули похожи на планки, разделенные на несколько равных частей. На поверхности каждой есть перфорация – мелкие отверстия, по бокам располагаются замки для крепления. Именно благодаря ним в пространстве под свесом осуществляется хорошая циркуляция воздуха. Без нее скопление влаги приводит к образованию грибков и плесени, а также гнилостных процессов.

Виды сайдинга

Металлический

Металл имеет целый ряд преимуществ перед тем же деревом. Он более крепкий и надежный. Но металлический сайдинг боится влажности: даже несмотря на наличие слоя цинка на поверхности, на металле со временем появляются рыжие пятна, где ржавчина особенно сильно поражает железо. Кроме эстетического вида ухудшается и прочность материала: риск нарушения целостности в местах, где находится ржавчина, вырастает в разы. От этого спасет покупка медного сайдинга. Медь не только не боится влаги, но и обладает характерным металлическим блеском. Главный минус в использовании медного профиля – это его высокая цена.

Деревянный

Этот материал создает иллюзию дороговизны и придает всей конструкции эстетичности. Монтаж деревянного сайдинга не требует никаких специальных инструментов и особых знаний и умений. Но дерево имеет большой минус: оно собирает в себя всю влагу, а также поддается воздействию температурных перепадов, что является главной причиной разрушения конструкций из дерева даже при особой обработке.

Виниловый

Поливинилхлорид – материал более устойчивый к высокой влажности. Он обходится дешевле всех своих аналогов. Благодаря двум этим факторам, виниловый сайдинг – это лучший вариант для отделки карнизов. Кроме них также отмечают:

  • Хорошие прочностные характеристики;
  • Широкий выбор цветовых решений;
  • Простоту установки, для монтажа не требуется чтение многостраничных инструкций, все собирается на интуитивном уровне;

Отдельно сайдинг не подходит для отделки поверхности карниза. Строители используют для этой цели софиты. Они представляют собой панели ПВХ, которые могут иметь перфорацию. Данные панели в основном служат для защиты карниза от накапливающейся влаги.

Исходя из способа перфорации, софиты подразделяют на 3 вида:

  • Полная перфорация всей поверхности панели;
  • Частичная перфорация;
  • Цельные панели без перфорации;

Перфорация требуется для вентиляции пространства около карниза. Исходя из степени требуемой вентиляции и предполагаемого увлажнения карниза, уже на этапе планирования и составления проекта выбирается тип перфорации.

Наиболее популярны панели с совмещенным типом перфорации. Они обеспечивают достаточную вентиляцию, но не пропускают капли воды.

Панели из ПВХ с частичной перфорацией особенно пригодятся в местах, где имеются деревянные или металлические элементы конструкции, так как с помощью вентиляции конденсат может покинуть пространство карниза. Соответственно металл не будет поддаваться ржавчине, а дерево гниению.

Полная перфорация пластин уместна в тех строениях, где кровля сама по себе не пропускает воздух, что обеспечит защиту от холода с улицы. Цельные панели применяются на чердаках. Там нет необходимости отвода конденсата.

Монтаж короба под свесы

Перед тем, как производится обшивка сайдингом карниза своими руками, собирается короб. Для этого можно использовать небольшой брус из дерева либо алюминиевый профиль. Последний вариант применяется чаще. Дерево же используют для отделки вагонкой.

Также потребуется две доски. Одну из них закрепляют на стене так, чтобы она была строго горизонтально.

Варианты обшивки

По затяжке

Обшивка по затяжке производится так, чтобы низом всей конструкции была нижняя часть ферм или затяжка. Для начала высчитывается шаг ферм. Для такого вида обшивки шаг должен быть примерно в интервале от 500 до 800 мм. Панель софита нужно будет немного урезать, так как ее длина равняется примерно 3 м.

Непосредственно под всей конструкцией натягивается нитка, по которой можно судить о том, ровная ли поверхность или требуется что-то подогнать. Делается это путем набивания дополнительных планок. Нить нужно проводить через все крайние точки кровли.

По стропильной ноге

Обшивка сайдингом карниза своими руками таким способом – самый распространенный вариант обшивки. При использовании данного метода нужно внимательно следить за тем, находятся ли стропила на одинаковом уровне относительно друг друга. Дополнительные материалы, которые потребуются при такой отделке – пара планок размерами 100х40 мм. Их прикрепляют нижней частью к стене, а верхней к стропильной ноге. Нижние части (а желательно и верхние) должны крепиться на одном уровне не только для того, чтобы не портить внешний вид, но и равномерно распределять нагрузку, что поможет продлить срок службы конструкции. Средством для крепежа могут являться даже гвозди.

Если угол наклона кровли небольшой, то и свес получается пологим. Некоторые архитектурные решения требуют обшивки прямо по карнизу крыши. Это экономит время, силы и лесоматериал, но требует немного больших затрат сайдинга.

Увеличенный карниз

Иногда дизайнерские решения требуют также специального увеличения карниза. Чаще всего это нужно для того, чтобы скрыть конструкционные элементы. Достигается визуальное увеличение карниза путем возведения дополнительного каркаса. К данной консольной конструкции осуществляется крепление сайдинга. Снизу дополнительно крепятся перфорированные панели для хорошей вентиляции, а сбоку уже находятся обычные панели сайдинга.

Какой вариант карниза сделать для крыши

Понятно, что обойтись без подшивки свеса нельзя, во–первых, это необходимо сделать для защиты чердачного помещения от мышей и птиц. Во-вторых, любой уважающий себя хозяин предпочитает сделать подшивку карниза по всем правилам строительной науки, потому что это красиво и всегда придает зданию очень эффектный законченный вид.

Для обычных одно и двухскатных крыш используют несколько вариантов отделки карниза:

  • Глухой или неподшитый свес крыши. В этом случае, чтобы изолировать чердак, промежутки между нижними концами стропил забиваются отрезками дюймовой доски, вылет карниза получается коротким. Неподшитый карниз можно сделать для высоких остроконечных крыш, когда давление льда и снега на свесы очень незначительно;
  • Укороченный тип карниза можно сделать для небольших построек с малоразмерными крышами или для кровельных конструкций, оборудованных снегозадерживающими планками;
  • Коробчатый тип подшивки наиболее простой в изготовлении, его можно сделать в процессе установки креплений водоотводных желобов. По внешнему виду такой вариант оформления свеса значительно уступает классическому;
  • Классический тип подшивки карниза является наиболее распространенным при обустройстве вальмовых и двухскатных крыш. Повышенная трудоемкость изготовления с лихвой компенсируется возможностью сделать свес по-настоящему эффектным и прочным.

Основное отличие классического типа подшивки карниза от остальных состоит в заделке вагонкой, профлистом или софитами нижней плоскости кровельного свеса. Закрытое «дно» свеса защищает стропила и утеплитель от дождевой воды, забрасываемой ветром под кровлю крыши, и одновременно является хорошей защитой от птиц.

Важно! Кроме того, при использовании подобного варианта карниза появляется возможность сделать разгрузку свеса от вертикальных сил давления накапливающихся масс снега.

Установка горизонтальных распорок одновременно позволяет укрепить свесы, сделать их длиннее, не опасаясь прогиба или обрыва под порывами ветра. Вынесенный на расстояние 50 – 70 см карниз позволяет уменьшить количество воды, попадающей на стены и основание фундамента. Чем длиннее свесы, тем меньше можно сделать ширину отмостки.

Сделать качественную защиту по-другому невозможно, любой другой тип карниза крыши, укороченный или коробчатый, полноценно защитить стропила и обрешетку не в состоянии. Кроме того, декоративные качества классического способа подшивки карниза позволяют сделать плавный переход от крыши к фасаду здания по-настоящему симпатичным.

Устройство карниза крыши

Прежде чем искать способ, как сделать карниз крыши своими руками, стоит разобраться в основных деталях устройства подшивки. Общее представление о том, как выглядит и как строится облицовка, можно получить из схемы свеса, приведенной ниже на рисунке.

Конструкция свеса состоит из следующих элементов:

  • 7 — нижние концы стропильных балок крыши. При необходимости вместо дорогостоящих и слишком массивных стропил свесы можно сделать в виде приращенных дюймовых досок — кобылок;
  • 4 – горизонтальные распорки, используемые в качестве основы для подшивки карниза. Сделать распорку нужно так, чтобы доска одновременно упиралась в карнизный брус, нашиваемый на стену, и на лобовую доску, без деформации или искривления верхней линии капельника;
  • 10 — горизонтальный брус, укладываемый на стену фасада по уровню нижних концов стропил или кобылок. Иногда вместо горизонтальной планки или деревянного бруска используют подкосы с вертикальными стойками, но в этом случае фасад здания захламляется лишними крепежными деталями.

Кроме перечисленных деталей, важнейшими элементами подшивки являются капельник – номер 3, подкладной фартук – номер 4, и подшивка свеса – номер 6. Капельник и крепления водосточных желобов нужно сделать и установить до монтажа кровельного покрытия крыши.

После сборки деревянного каркаса карниза нижняя плоскость подшивается одним из вариантов отделки. Это может быть вагонка, сайдинг, пластиковые панели или софиты.

Совет! Независимо от того, каким материалом будет подшит карниз, обязательно нужно сделать подкладной уголок — фартук из тонколистового металла. Это обеспечит надежную защиту от замокания лобовой доски и промерзания вентиляционных пазов водным конденсатом.

Исключение составляют случаи облицовки лобовой доски и подшивки нижней плоскости карниза профилированным листом. В этом варианте защитную роль фартука выполняют полоски профлиста, поэтому вместо полноформатного уголка можно сделать декоративный вариант, которым будет закрыт стык между двумя полосками отделочного материала. Нужно сделать поправку на то, что вода, попадающая на облицовку лобовой доски, будет сбрасываться через щели, образованные волнами листового профиля.

Материалы для подшивки карниза

Подшить карниз можно любым прочным листовым материалом, не боящимся воды, обладающим небольшим весом и малым коэффициентом теплового расширения. Наиболее традиционные материалы:

  • Вагонка или шпунтованная доска. При наборе сплошного полотна из вагонки нужно сделать вентиляционные зазоры между торцами досок и фасадом здания, размер щели не менее 10 мм;
  • Профилированный металлический лист с высотой профиля 8 мм, именуемый в народе «заборным». Облицовку из профлиста можно сделать без вентиляционных щелей, так как на стыках полос всегда остаются щели достаточно больших размеров;
  • Софиты представляют собой пластиковые панели со сквозной перфорацией. Это наиболее дорогой и красивый вид материала, используемый для подшивки карниза. Монтируются софиты так, как и обычные ПВХ-панели.

Важным условием подшивки является обеспечение нормального притока воздуха под свесы. При правильном построении кровельного пирога, за счет вентиляционных окон под коньковой планкой поток воздуха будет засасываться через подшивку, перетекать по полостям контробрешетки, попутно удаляя конденсат. Если закрыть облицовку наглухо или сделать щели в подшивке слишком маленькими, свесы крыши и утепление нижних ярусов кровельного пирога будут напитываться влагой и промерзать.

Карнизы (свесы) крыш бывают разными. Выбор их типа определяется особенностями климата и предназначением строения. По сути, это не более чем продолжение кровельного «пирога», та его часть, которая выступает за периметр внешних стен. Длина зависит от вида материала, использованного при возведении строения, этажности, архитектурных особенностей и специфики эксплуатации. Как правило, она лежит в пределах от полуметра (чаще всего) до 1,2 м.

Работа по подшивке карниза крыши является промежуточным этапом обустройства кровли. Ее можно начинать только после того, как готова стропильная система и утеплены внешние стены. И это понятно — ноги стропил являются теми элементами, к которым крепится подшивочный материал, а если предварительно поверхность не отделать «теплоизолятором», то та ее часть, которая будет закрыта «подшивкой», так и останется холодной.

Хотя есть и другое мнение – производить подшивку следует до наружного утепления. Наверное, все-таки нужно в первую очередь руководствоваться здравым смыслом и местными условиями. К примеру, что под кровлей – холодный чердак или мансардное помещение?

Материалы для подшивки

Доска

Естественно, что используется категории «строганная обрезная». Как правило, достаточная для «подшивки» толщина заготовок 15 – 20, ширина – не более 250 (мм). Но есть нюанс. Следует обратить внимание на то, чтобы все они были одинаковыми. В противном случае такая «подшивка» вряд ли добавит привлекательности всему строению.

Вагонка ПВХ

Учитывая стоимость материала, это самый бюджетный вариант. Единственное, что нужно учесть – дополнительные элементы, которые следует приобретать вместе с изделиями (уголки, полосы и ряд других, в зависимости от конфигурации крыши). Целесообразно монтировать для строений, когда нежелательно создавать дополнительную нагрузку на стены или фундамент, так как общий вес такой «подшивки» – минимальный.

Деревянная вагонка

Рекомендуемая толщина – не менее 17 мм.

Профнастил

Это «оцинковка», покрытая полимерным защитным слоем. Такая подшивка, благодаря волнистому профилю, обеспечивает качественную естественную вентиляцию подкровельного пространства. Разнообразие оттенков листов позволяет подобрать материал практически для любого вида облицовки здания.

Но учитывая, что это – металл, необходимо обратить внимание на более качественное утепление свеса.

Софит

Это разновидность распространенных пластиковых панелей, предназначенная именно для такого рода работы. От традиционных «досок» они отличаются несколькими характеристиками, которые приобретают особое значение при использовании их именно в качестве «подшивки».

Во-первых, наличие перфорационных отверстий по всей длине (гарантия хорошей вентиляции).

Во-вторых, данные изделия имеют большую толщину, а это и прочность, и некоторое снижение теплопотерь.

В-третьих, применение специальных добавок на стадии изготовления, которые повышают устойчивость материала перед ультрафиолетом.

В-четвертых, в отличие от традиционных панелей ПВХ, они не имеют сезонных ограничений в монтаже, тогда как обычный пластик при низких значениях температуры на улице становится хрупким, ломким — более подробно .

Изделия ОСП

Вариант довольно дешевый, но нужно учесть, что основа таких плит – древесная стружка, хоть и прессованная. Поэтому нужно учитывать особенности климата и недостаточную прочность материала. Продукцию тоньше 6 мм монтировать не стоит.

Основные способы подшивки свесов крыши:

По стропилам.

Самая простая технология и применяется в основном для крыши с наклоном не более 30 гр. и выносом карниза 40-50 см. К стропилам сооружают обрешетку из бруса. Панели для обшивки можно крепить как параллельно стене, так и перпендикулярно стропилам или по торцу.

Горизонтальная подшивка.

Подходит для кровли с крутым скатом. Из брусков выстраивают короб, который крепят к стропилам и стене. При этом брусок на стропилах нужно располагать ниже бруска на стене на 1 см. Так влага, попавшая на свес, не задерживается на нем.

Затем прибивают бруски от углов дома к углам крыши. Если свес выступает больше чем на 45 см., дополнительно устанавливают еще один продольный брус. Далее перпендикулярно к стене добавляют бруски для усиления продольных брусьев. Этот способ позволяет экономно подшить свес, монтаж не занимаем много времени.

Подшивка фронтонного свеса.

Не зависимо по какой технологии подшивают свес карнизный, фронтонный оформляют всегда по обрешетке. На нее крепят бруски, к которым потом фиксируют обшивочные планки.

Для чего подшивают карниз?

  1. После укладки кровельного материала, снизу торцов просматривается часть стропил и другие слои «кровельного пирога». Это выглядит не эстетично — подшивка свесов облагораживает крышу, закрывая все внутренние детали, придает завершенный облик всему строению.
  2. Кроме декоративной функции, подшивка карнизов защищает кровельную систему от повреждений посредством сильного ветра.
  3. Решается еще одна важная задача — обеспечивается правильная подкровельная вентиляция, благодаря которой исключается появление конденсата, грибка и плесени. Соответственно увеличивается срок службы конструкции.

Важные моменты работы

Подшить крышу можно только после монтажа стропил. При этом есть особенности установки, которые необходимо принимать во внимание:

  • Перед началом отделки кровли концы стропил отпиливают по одному уровню.
  • Для карниза рекомендовано использовать планки под цвет фасада или крыши, обычные доски тоже применяют, но они такого эффекта не дают.
  • Отпиливают стропила для кровли вертикально, их верхняя часть зашивается с подшивкой.
  • Утепление стен ведётся до отделки свеса.

Монтаж софита на подшиву (видео)

Выполнить облицовку кровли можно самостоятельно, если приложить некоторые усилия. ПВХ-изделия для фронтона не изнашиваются, отличаются термоустойчивостью и не теряют цвет. Представленные качества обеспечивают материалу долгую эксплуатацию. В отличие от вагонки, софиты не гниют и не теряют привлекательный внешний вид, но для их установки требуется целый ряд инструментов. Перед началом работ стоит подготовить коробку из алюминиевых профилей и деревянных брусков, только на неё можно закрепить панели.

Что потребуется для проведения обшивки

Подшивка кровли предполагает применение различных инструментов и материалов. Вам потребуются следующие составляющие рабочего процесса:

  • крюки для жёлобов;
  • ножницы по металлу;
  • водосточный жёлоб;
  • электропила;
  • специальные профили;
  • пуансон;
  • карнизный сайдинг;
  • нож;
  • карнизные доски;
  • концевая и стартовая планки.

Изготовление коробки под свесы

Для обшивки кровли сайдингом требуется коробка. Сделать её можно из алюминиевого профиля или деревянных брусков. Для вагонки подходят только деревянные бруски, в остальных случаях подойдёт алюминий.

Как грамотно провести облицовку

Обшивать фронтон можно всего тремя видами профилей — стартовая планка, финишная планка и J-Trim. Задекорировать углы можно всем, чем угодно, но монтаж панелей должен вестись только на представленные профили.

Установка планки для кровли J-Trim идёт для торцевых частей панели, если отделка сайдингом происходит поперёк каркаса. Стартовая планка крепится непосредственно с той стороны, откуда пойдёт обшивка, а окончанием будет служить финишная планка. Представленные профили требуют жёсткого крепления на саморезы или гвозди с шагом менее 40 см.

Подшивка крыши предполагает соблюдение и других правил:

  1. Материал следует хранить в местах, укрытых от ультрафиолета, а температура окружающей среды должна быть менее 60°C.
  2. Подшивка карниза должна обеспечивать некоторую свободу движения панелей в горизонтальном направлении.
  3. Не стоит слишком сильно забивать в сайдинг элементы крепления, материал может разрушиться.
  4. Между панелями, углами и профилем нельзя наносить герметик.
  5. При установке сайдинга нельзя сильно давить на замки.

Обшивать фронтон можно всего тремя видами профилей — стартовая планка, финишная планка и J-Trim

Обустройство вентиляции

Простой вариант решения вентиляции при подшивке кровли — это оставленная щель между стеной строения и отделочным материалом. В случае использования профильных листов, зазор делают порядка 6−12 миллиметров. Если эксплуатируется сайдинг или вагонка, то расстояние выдерживают от 10 до 15 мм.

В некоторых случаях можно применять готовые вентиляционные решётки, которые монтируются в материал. При обшивке свеса досками, между ними делают прорехи в размере 5−10 мм. А также для этих целей используют специальный перфорированный материал.

Два важных правила

Для решения процесса вентиляции при подшивке свесов крыши, необходимо соблюдать такие основные правила:

  1. По габаритам вентиляционные гнёзда не должны быть меньше, чем 1/500 часть всей площади, используемой для проникновения воздушного потока. Если кровля сделана на основе битума или фальцевой конфигурации, то отверстия делают больше на глиняной черепичной конструкции, поскольку она «дышит».
  2. Все вентиляционные прорези необходимо прикрывать решетчатой защитой или сеткой (для защиты от мусора, листьев, насекомых и птиц).

Фронтальная модель

Такая подшивка крыши располагается под определённым наклоном. Сама конфигурация конструкции занимает боковую часть, о вентиляции особо беспокоиться не следует. Зато необходимо предусмотреть нормальную защиту от ветра и влаги. В противном случае сильные порывы воздушных масс могут загонять капли дождя в пространство между элементами обрешётки, что чревато намоканием утеплителя и снижением его характеристик. Из этого следует, что при обустройстве такой системы основная задача — обеспечение герметичности.

Техника монтажа свесов

Установка свесов проводится после полного обустройства кровельного пирога. Желательно чтобы стеновая отделка также была закончена, но это требование необязательно.

Виды конструкций

Обшивка свесов может проводиться в 3 вариантах:

  1. Под стропильными ногами;
  2. При помощи подвесных кобылок;
  3. С привязкой к стене.
Иллюстрации Рекомендации
Обшивка параллельно кровле.

Под стропильными ногами облицовываются кровли с малым углом наклона, обычно до 30º. Расчетов и замеров здесь потребуется меньше, но важно, чтобы все стропильные ноги были одной толщины и располагались на одной плоскости.

Подвесные кобылки.

Коробчатые конструкции более распространены. По правилам положено обустраивать кобылки как на схеме слева и к ним подшивать облицовку.

Привязка к стене.

Такой монтаж гораздо проще предыдущего, но по данной схеме нельзя обшивать свесы деревянных домов, так как во время усадки их может покоробить или они вообще разрушатся.

Монтаж торцевой и лобовой доски

  • Монтаж следует начинать с подрезки по уровню стропильных ног и планок подкровельной обрешетки. Для этого натягивается шнур между крайними точками и по нему все подрезается;
  • Торцевая доска прибивается по наклонному краю кровли. Она станет ограничителем для монтажа фронтонного свеса;
  • Под лобовую доску края стропильных ног должны быть подрезаны строго вертикально, но перед ее монтажом, вначале прибивается обвязочная или подшивная доска и только потом, на нее крепится лобовая доска;
  • Размеры подшивной доски должны быть порядка 20х150 мм. Торцевая и лобовая доски берутся толще, от 30 мм.

Схема монтажа лобовой и торцевой доски.

Обустройство софитов

Неважно, из какого материала сделаны софиты, технология монтажа у них одинаковая. Из материала нам понадобится J-фаска, J-профиль, финишный профиль и собственно сами софиты.

Существует 3 схемы обустройства карниза софитами, мы возьмем 1, так как она обходится дешевле.

Схемы обустройства карниза софитами.

Иллюстрации Рекомендации
J-профиль.

Отмеряем J-профиль. Наружный и внутренний уголок в двускатной крыше одинаковые, в других конструкциях кровли их нужно замерять отдельно.

Резка.

Софиты и профили проще резать болгаркой.

Крепление профилей.

Профили крепятся саморезами с широкой шляпкой. Саморезы загоняются в центр крепежного отверстия.

Между шляпкой самореза и профилем должен остаться зазор в 1 мм для свободного движения при температурных колебаниях материала.

Расчет софитов.

Планка отмеряется и отрезается на 6 мм короче расстояния между пазами профилей.

Если вы имеете дело с пластиковыми софитами и работаете зимой, то допуск нужно делать порядка 10 мм.

Вставляем софиты.

Дальше в пазы J-профилей заводятся планки софитов и точно также, с зазором фиксируются на обрешетке.

Отделка лобовой доски.

Здесь все делается аналогично: по обеим сторонам доски крепятся J-профили, после чего с допуском подрезаются планки и крепятся к лобовой доске.

Фронтонный свес.

В данном случае монтаж фронтонного свеса делается аналогично. Разница лишь в том, что на фронтон не обязательно ставить софиты с сетками для вентиляции, здесь можно использовать обычный сайдинг.

Вывод

Описанная техника обустройства свесов софитами считается наиболее сложной. На видео в этой статье есть более простые варианты отделки. Если остались вопросы, пишите в комментарии, постараюсь помочь.

Конфигурация свесов может отличаться, при этом технология обустройства практически не меняется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *