Смазка пластиковых окон своими руками: виды и способы смазки фурнитуры пластиковых окон

  • автор:

mark_kr 6981 0 2

Без масла окно тоже будет работать. Просто плохо и недолго.

Вопрос о том, чем смазать механизм пластиковых окон обычно возникает уже того, когда смазывать, в общем-то, поздно. Как правило, об этой процедуре мы задумываемся при затруднении открывания-закрывания, при посторонних шумах в механизме, при поломках, вызванных трением и т.д. Здесь уже профилактической смазкой не обойтись – придется выполнять хотя бы частичную разборку и очистку (а то и ремонт с заменой деталей), а это долго и хлопотно.

Чтобы не доводить до такого развития ситуации, нужно думать о работоспособности фурнитуры заранее. Так что эта статья предназначена в первую очередь тем, кто недавно установил окна: если не хотите тратиться на оплату услуг мастера по регулировке и ремонту – читайте внимательно!

Смазка пластиковых окон своими руками

Январь 07, 2020 Нет комментариев

Смазка пластиковых окон своими руками: какие потребуются составы, как смазывать оконные механизмы и впоследствии регулировать их.

Пластиковые окна повсеместно заменяют деревянные, спорить об их популярности бессмысленно. Эти изделия выгодно выделяются удобством в эксплуатации, неприхотливостью в уходе, простотой управления, герметичностью, долговечностью, отличной звукоизоляцией, способностью удерживать тепло.

Поэтому пластиковые окна высоко оценили и домовладельцы, и собственники отдельных квартир, и руководители организаций. Когда наступают холода, владельцы облагороженных помещений уже не задумываются по поводу дополнительного утепления.

Также не нужно каждый год окна нового поколения красить или покрывать лаком, чтобы придать им декоративный облик.

И всё же такие изделия нуждаются в некотором уходе: системно требуется смазка пластиковых окон, можно даже своими руками. А еще, если оконные механизмы проработали долгий период, им может потребоваться регулировка.

Обязательно следует разобраться, как производить эту работу без посторонней помощи. Выяснить все ее нюансы несложно. Также достаточно легко выполнить задуманное и необходимое дело, если иметь под рукой нужные инструменты.

Действительно ли необходимо смазывать окна

Когда пластиковые оконные конструкции эксплуатируются очень долго, механизмы заполняют грязь и пыль. Особенно этот фактор наглядно демонстрируется в крупных городах, где поток транспорта слишком интенсивный.

Периодически нужно смазывать окна пвх, чтобы предотвратить их износ

Всевозможные загрязнения прилипают к смазке (ею изначально покрывают металлические детали), смешиваются со смазочными материалами. Механизмы начинают функционировать плохо, фурнитура при открывании/закрывании работает туго.

И еще, старая смазка, пропитанная микрочастицами загрязнений разного происхождения, исполняет роль абразива: она теряет изначальные антифрикционные свойства (используется для снижения взаимного трения разных элементов) и уже не сохраняет детали, а выводит их со строя вследствие ускоренного износа.

Важно! При работе створок проявляются неполадки. Если не обращать на них внимание, тогда они за такую оплошность неминуемо «отомстят» — сломаются. Но прежде механизмы своеобразно предупреждают о грядущих неприятностях, издавая:

  • скрипы;
  • щелчки;
  • скрежет.

Значит, оконным механизмам срочно требуется профилактика. Подобное звучание указывает на отсутствие в механизмах качественной смазки. Отдельные металлические части оконной системы трутся друг о друга.

В результате этого металл стирается. Образуется металлическая пыль, которая смешивается с загрязнениями и оказывает еще большее негативное абразивное влияние на работоспособность замочного механизма.

Ручка теряет способность поворачиваться без приложения усилий. Замок теряет способность закрываться полностью. А дальше створка к раме прилегает уже не герметично, помещение заполняется холодным воздухом. Окно со стороны помещения покрывается конденсатом или изморозью.

Допустим, рамы были установлены много лет назад. Из строя выходит один из элементов общего механизма. Возможно, такую запчасть уже перестали выпускать, сняли с производства. Тогда потребуется менять старую «начинку» механизма на новую, причем полностью.

Дороже обойдется разве что замена всего окна. А иной раз оказывается, что новые механизмы никак не возможно подогнать к системе старых рам. Значит, всё же придется менять окна.

Вывод. Необходимость производить периодическую профилактику оконных механизмов очевидна. Тем более что эти работы абсолютно несложные. Однако именно они приводят к возможности продлить период эксплуатации пластиковых окон по максимуму. Тогда и дорогостоящего ремонта не потребуется.

Производители предоставляют гарантию на все элементы фурнитуры только на 4-5 лет. То есть этого периода хватает, чтобы заводская смазка обеспечивала нормальное функционирование механизмов. А от продавцов покупатели редко могут услышать, что нужно проводить профилактику.

Так что владелец квартиры с пластиковыми окнами задумывается о профилактике только тогда, когда появляются скрипы и скрежет. Но иной раз уже бывает поздно предпринимать что-либо.

Не нужно дожидаться критического момента – завершения установленного срока гарантии. Следует заблаговременно уделять окнам внимание, заниматься этим регулярно.

С какой периодичностью рекомендуется смазывать оконные механизмы

Как правило достаточно выполнять смазку один раз в год

По этому поводу не предусмотрено строгих рекомендаций.

Если изначально использовались только качественные составы, строение располагается в отдалении от пыльной шоссейной дороги, тогда профилактику достаточно проводить ежегодно один раз.

Решением этого вопроса лучше заниматься в весенний период, когда потеплеет.

Если условия эксплуатации более жесткие, и фурнитура загрязняется сильно, тогда смазкой всех движущихся деталей целесообразно заниматься 2-3 раза в год.

Задачи смазки

За высокую функциональность современных окон мы вынуждены платить значительным усложнением конструкции: обилие подвижных элементов требует применения большого количества смазки во всех местах контакта металла с металлом:

  1. Нанесение на металлические части смазочного материала снижает уровень трения. За счет этого движение фурнитуры облегчается, при этом одновременно снижается степень износа трущихся частей.

Чем больше в системе трущихся металлических частей, тем более тщательного ухода она требует

Чем тяжелее створка, тем более выражен этот эффект. Для фурнитурных комплексов, ориентированных на работу с тяжелыми конструкциями, производители вводят дополнительные втулки из фторопласта – они снижают трение еще сильнее, но все равно без смазки быстро изнашиваются.

  1. Эффективно работающая смазка облегчает манипуляции со створками: фурнитура после регулярной профилактики двигается без излишних усилий, цапфы легко заходят за зацепы (ответные планки).
  2. Масляное покрытие металла – защита от ржавчины. Конечно, фурнитура изначально покрывается несколькими противокоррозионного материала, но смазка в данном случае выступает в роли барьера на пути у кислорода.
  3. Смазывать нужно не только фурнитуру, но и уплотнитель: за счет нанесения специальных составов полимерные контуры сохраняют свою эластичность, и прижим створки к раме получается более герметичным.

Маркировка прозрачно намекает нам, что детали нужно смазывать

Как видите, ухаживать за ПВХ — окном определенно есть смысл. Профилактика не только облегчает выполнение основных операций (открытие, закрытие, установка на проветривание), но и продляет срок эксплуатации изделия. А если у вас старое окно с фурнитурой, которую уже не выпускают, то маслёнка должна быть под рукой постоянно: не будет смазки, изношенный механизм сломается, а найти деталь для замены будет почти невозможно.

Фурнитурная обвязка

Чем можно?

Как видите, ответ на вопрос, нужно ли смазывать окно, очевиден – нужно. Так что нам остаётся подобрать состав для обработки трущихся поверхностей и правильно его нанести. Здесь необходимо быть достаточно аккуратным: использование неподходящего масла не только не улучшит ситуацию, но и приведет к увеличению уровня износа деталей фурнитуры.

Итак, давайте смотреть, чем смазывать фурнитуру пластиковых окон лучше всего:

  1. Идеальный вариант – смазка, ориентированная именно на работу с оконными механизмами. Ее можно купить в составе комплекта по уходу за окнами или приобрести отдельно. Как правило, основу такого средства составляет силикон, который при нанесении на поверхность металла формирует тонкую и достаточно стойкую пленку. Смазка выпускается в тубах или в спреях, использовать можно оба варианта.

Набор по уходу за конструкциями из ПВХ: смазка для фурнитуры, для уплотнителя, очиститель профиля

  1. Силиконовые универсальные смазки по составу практически идентичны тем, которые входят в «оконные» комплекты. Тюбик или баллончик с таким составом точно не будет лишним в хозяйстве, потому купить его определенно стоит. Тем более что цена средства вполне умеренная, а расходуется оно настолько экономно, что одного баллона хватит на несколько лет.
  2. Смазка для велосипедов либо швейных машинок. По сути – машинное масло, только хорошо очищенное. Наносится просто, хорошо держится на металлических поверхностях фурнитуры.

Тоже подойдет!

  1. Универсальная минеральная или синтетическая смазка. Чуть хуже вариантов, перечисленных выше, но тоже вполне подойдет. Главное, чтобы в состав материала не входили абразивные частицы, кислоты и другие агрессивные реагенты.

Если вы используете стандартный смазочный материал, то профилактические работы нужно просто проводить чуть чаще, а за состоянием трущихся деталей – следить чуть более внимательно, только и всего.

Чем нельзя?

Теперь — несколько слов о том, каким маслом обрабатывать фурнитуру ПВХ-окон нельзя:

  1. Масла растительные – оливковое, кукурузное, подсолнечное. После нанесения масло высыхает в течение двух-трех недель, успев за это время собрать достаточно большое количество пыли. В результате на поверхности фурнитуры образуется плотный вязкий слой материала с абразивными свойствами. Естественно, и сопротивление при движении, и степень износа от трения возрастут в разы.

Растительное масло помогает на неделю, а потом приводит к плачевным последствиям

  1. Составы, содержащие керосин, растворители, кислоты и другие агрессивные компоненты. При попадании на поверхность фурнитуры такая смазка провоцирует разрушение противокоррозионного покрытия, ускоряя окисление металла.
  2. Автомобильные смазки, особенно составы с низким качеством очистки.
  3. Оружейные масла. Во-первых – дорого, во-вторых, не все они подходят для длительной защиты металла от коррозии, так что проверять на фурнитуре не стоит!

Оружейные смазки — они как йогурты: не все одинаково полезны

Как нужно?

Итак, масло мы выбрали, теперь давайте смотреть, как правильно нанести его своими руками.

Инструкция будет довольно простой и предполагает такую последовательность действий:

  1. Створку окна открываем, устанавливая ее в поворотном положении. Так мы обеспечим доступ ко всей фурнитурной обвязке.
  2. С верхней и нижней петли снимаем пластиковые накладки, защищающие механизм от пыли и мусора.
  3. Щеткой с достаточно жестким ворсом (естественно, синтетическим, а не металлическим) очищаем все детали фурнитуры от загрязнений (пыль + старая смазка).

Схема нанесения смазочного состава

  1. Протираем все металлические поверхности спиртовой салфеткой или чистой тканью. Углубления можно очистить, обмотав салфеткой зубочистку или другой достаточно тонкий и длинный стержень.
  2. Сначала наносим смазку на петли: по две три капли в сочленение.
  3. Затем капаем масло в отверстия на фурнитурной обвязке. Некоторые производители помечают такие отверстия специальными пиктограммами в виде масленки, но если их нет – просто заливайте по две-три капли во все пазы. Излишек масла вытечет, и мы его вытрем!

Масло наносим дозировано, по нескольку капель

  1. Теперь нам нужно распределить масло по механизму. Для этого несколько раз открываем и закрываем окно, поворачивая петли во всех возможных режимах (поворотное открывание, откидное открывание, пошаговое проветривание, микропроветривание). При этом внутренние узлы фурнитуры равномерно покроются смазкой.

Все! Наша фурнитура смазана, и нам остается только аккуратно вытереть ветошью потеки смазки на внутренних поверхностях створки и на лицевой части профиля.

Уплотнитель

Выбираем материал

Рассуждая о том, чем смазывать окна пластиковые, многие мастера ограничиваются профилактикой фурнитуры. Однако есть еще одна деталь, требующая подобного ухода, и это уплотнитель. Нанесение смазочных составов на уплотнительный контур позволяет поддерживать его эластичность, а это, в свою очередь, обеспечивает герметичность прижима створки к раме.

Кроме того, хороший прижим эффективнее защищает фурнитуру от попадания пыли и высыхания защитного покрытия, потому её смазывание можно будет проводить реже.

Для восстановления эластичности уплотнителя и предотвращения его высыхания используются такие составы:

  1. Силиконовый спрей – либо специальный, из сервисного комплекта для ПВХ окон, либо универсальный.
  2. WD-40 – состав, который должен быть в наборе у каждого автомобилиста, механика и т.д. стоит достаточно дорого, но для обработки уплотнителя его и надо всего ничего.

Отличный вариант для ухода

  1. Глицерин – бюджетный вариант, который, тем не менее, хорошо восстанавливает упругость большинства полимеров. Относительно быстро сохнет, что легко компенсируется более частой обработкой.
  2. Вазелин – хороший вариант для теплого климата, поскольку на морозе несколько «дубеет». Опять же, высыхает быстрее, чем специализированная смазка, так что наносить нужно чаще.

Составы со спиртом, растворителем, автомобильные масла использовать не стоит. Это же касается и растительных масел – после обработки уплотнитель может либо полностью утратить эластичность, либо и вовсе начать трескаться.

Наносим смазку

Перед обработкой очищаем контуры

Научиться самому смазывать уплотнительный контур предельно просто:

  1. Открываем окно, обеспечивая доступ к «резинкам» на раме и створке.
  2. Широко кистью или щеткой сметаем пыль с уплотнительного контура.

Нанесение состава на уплотнитель

  1. Влажной салфеткой протираем полимерные вставки для окончательной очистки.
  2. Наносим смазочный материал на уплотнитель, после чего ватным тампоном или сухой салфеткой равномерно его распределяем.

Полезные советы

Если вы разобрались, чем и как смазать окно, пора перейти к последнему вопросу – к периодичности обработки:

  1. Заводская смазка на фурнитуре держится достаточно хорошо. Потому первую профилактику можно проводить не ранее, чем через два-три года после монтажа.

В течение этого времени прислушиваемся к работе механизма, и при появлении скрипов или других посторонних шумов принимаем соответствующие меры.

  1. Обслуживание фурнитуры и уплотнителя стоит осуществлять не реже двух раз в год. Оптимально – в марте-апреле перед летним сезоном и в октябре-ноябре перед зимним.

На фото – привод окна, которое простояло три года без смазки и чистки

  1. Осеннюю профилактику желательно выполнять с применением холодостойких материалов. Связано это с тем, что дешевые смазки на морозе загустевают и могут не так хорошо справляться со своими обязанностями. А это очень важно, поскольку именно зимой мы открываем створку на проветривание по нескольку раз в день на короткий срок.
  2. Жителям промышленных регионов, а также владельцам квартир с окнами, выходящими на автотрассу, стоит увеличить частоту очистки и смазки фурнитуры и уплотнителя. Здесь минимум составляет четыре раза в год, иначе пыль будет накапливаться крайне интенсивно, и помехи в работе скоро сменятся сильным износом прижимных роликов и других деталей.

Если окно выходит на трассу, то такую картину можно получить уже через полгода

Знать, чем оконную фурнитуру смазывать можно, а чем нельзя, а также разобраться в технологии нанесения смазки очень важно: от этого во много зависит срок службы окна и вероятность его поломки. Вот почему я настоятельно рекомендую всем и каждому изучить видео в этой статье, прочесть мои рекомендации, а если после этого останутся вопросы – обязательно задавать их в комментариях и на форуме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *