Технология изготовления и самостоятельное плавление стекла в домашних условиях

  • автор:

Современную жизнь невозможно представить без стекла, ведь оно присутствует во многих предметах первой необходимости. Лабораторное оборудование, часы, фотоаппараты и камеры, лампы накаливания, посуда, предметы интерьера – все это и многое другое изготавливают из стекла или с его применением.

Сделать стекло сейчас возможно даже в домашних условиях.

Если вы еще не знаете, как делают стекло из песка, то мы расскажем о том, как проходит процесс производства в промышленных масштабах и в домашних условиях.

Принципиальные моменты процесса одинаковы вне зависимости от характеристик сырья.

Как делают стекло из песка

Скорее всего, вы знаете, что для изготовления стекла необходим песок, и действительно, он является самым главным ингредиентом. Чтобы стеклянное изделие получилось прозрачным, применяют кварцевый песок без примесей металлов, которые придают материалу цветные оттенки.

Чтобы изготовить стекло понадобится кремнистый песок, который иначе называют кварцевым.

Так как у кварцевого песка температура плавления 2300⁰С, то необходимы компоненты, которые помогут снизить ее, чтобы сделать процесс изготовления проще и доступнее. Таким ингредиентом стал карбонат натрия или обыкновенная кальцинированная сода, благодаря которой температуру плавки удалось понизить практически вдвое.

Сода (карбонат натрия) понижает температуру, необходимую для производства стеклянного полотна.

Из-за соды стекло получается водопроницаемым, что делает его непрактичным в быту и на производстве. Чтобы придать материалу прочности в сплав добавляют оксид кальция или известь. Дополнительно в составе могут присутствовать оксиды магния или алюминия для максимальной устойчивости к физическим и химическим факторам.


Для производства тонкого декоративного стекла, например, хрусталя в качестве добавки используют оксид свинца, которые придает изделиям блеск и хрупкость. В линзах очков обычно присутствует оксид лантана из-за способности преломлять лучи света.

Наиболее применяемой добавкой в производстве декоративного стекла выступает оксид свинца, придающий блеск.

Сапфировое стекло для очков изготавливают с добавлением оксида алюминия благодаря чему оно обретает максимальную твердость и устойчивость к физическим повреждениям. Чтобы изготовить цветное стекло, в сплав добавляют оксид железа для получения красного цвета, никель для коричневого и фиолетового оттенка, медь и хром для зеленого, кобальт для синего и другие металлы.


На производстве стекло изготавливают в несколько этапов: на первом ключевые компоненты плавят вместе в печи до получения однородного сплава, затем отправляют в емкость из олова, которое не смешивается со стеклом, сохраняя его однородность. Уже на этом этапе стекло постепенно охлаждается, становится гладким и тонким.

Для получения однородной массы надо удалить пузырьки – чтобы получить такой эффект стекловары делают постоянные помешивания, пока расплавленная стекольная масса не загустеет.

Полностью остывает сплав при движении по конвейеру, длина которого может достигать 100 м, это необходимо для предотвращения образования избыточного давления внутри сплава, что может привести к будущему браку. После конвейера стекло подвергается дальнейшей обработке для создания различных изделий.

Различаются стекла лишь составляющим материалом, которое используется для изготовления. А вот сам процесс практически одинаковый.

Необходимые материалы

Рис. 4. бобины со свинцовой лентой

Технология изготовления пленочного витража достаточно простая. Материалы, несмотря на непривычные названия, можно купить в огромном количестве онлайн-магазинов, а также в некоторых магазинах для рукоделия. При выборе любого из компонентов необходимо учитывать нюансы создания будущего витража. Внешне он выглядит хуже, чем классическая вариация, поэтому качественную имитацию можно сделать только правильными материалами.

Стекло

Рис. 5. стекло с нанесенным пленочным витражом

Пленочный витраж выполняется по стеклу. Лучше всего использовать глянцевую поверхность, так как она хорошо скользит и идеально подойдет для приглаживания вырезанных элементов пленки. Однако опытные мастера способны выполнить процедуры даже на матовом и рельефном стекле.

При самостоятельных действиях начинать следует с гладкой поверхности. Хотя пленка должна повторять все контуры поверхности, на которую ложится, в случае с рельефной фактурой мастеру сложно ее пригладить так, чтобы убрать воздух из середины и не оставить пузырей, которые будут некрасиво выглядеть и сократят срок службы аппликации.

Витражная пленка

Рис. 6. часть каталога витражной пленки

Существует достаточно много производителей витражной пленки, которые предлагают широкий выбор этого материала. Разницу в качестве заметят лишь опытные специалисты. Основной упор делается на разнообразие каталога. Пленка бывает:

  • Однотонная, при этом возможная гамма не ограничена;
  • Фактурная, чтобы имитировать рельеф, брызги воды и так далее;
  • С переходом цвета, при этом сочетаться могут как два цвета с разным «рисунком», так и сразу несколько.

Пленка продается листами, из которых необходимо вырезать нужный элемент. Материал достаточно тонкий и эластичный, но прочный, так что порвать его руками сложно.

Пленка покрыта специальным раствором. Состав снижает негативное воздействие ультрафиолетовых лучей на материал. В итоге краска не тускнеет и не деформируется.

Самоклеющаяся свинцовая пленка

Рис. 7. прижимание контура из свинцовой ленты

Самоклеющаяся свинцовая пленка – это контур. Чаще всего используют изделие черного цвета, хотя можно подобрать и более светлые варианты. Свинцовая лента имитирует металлические жилы, которые удерживали разноцветные стекла в традиционном варианте витража.

Обратите внимание, что свинцовая лента довольно плотная, поэтому наощупь после ее приклеивания стекло станет рельефным. Понять границы рисунка можно будет даже с закрытыми глазами.

Фацеты (бавелсы)

Рис. 8. пленочный витраж с фацетами разного стиля обработки

Фацеты – это обработанное специальным образом тонкое стекло. Его можно отнести к фактурным разновидностям. Однако есть несколько особенностей. Фацеты также называют хрусталиками. Они выполняются только из прозрачного стекла. После обработки материала получается забавный рисунок, который можно сравнить с морозными узорами на окне. В сочетании с матовой пленкой и не задрапированными частями фацеты смотрятся очень необычно.

Когда сквозь фацеты проходит солнечный свет, он разбивается, поэтому на противоположной стене будут радужные блики. Бавелсы – самый удивительный способ отфактуривания. Благодаря необычному виду он пользуется популярностью.

Наклеиваются бавелся только с внешней стороны поверхности. Они всегда бесцветны, так как берут своей фактурой. Однако можно сделать готовое отображение цветным, если с обратной стороны стекла прикрепить цветную пленку. В таком случае фактура бавелса останется все также хорошо видимой, но добавится колорит.

Вспомогательные инструменты

Рис. 9. создание пленочного витража

Для работы с аппликацией потребуется:

  • Несколько пар ножниц. По возможности можно использовать художественные ножницы, чтобы создавать неповторимые узоры из пленки. Если навыки работы менее продвинутые, то потребуются обычные острые ножницы.
  • Нож для свинцовой ленты. Обратите внимание, что он должен быть достаточно острым и тонким, чтобы с его помощью можно было не только отрезать ленту, но и вырезать из нее замысловатую деталь.
  • Резиновый каток, чтобы укладывать свинцовую ленту.
  • Широкий резиновый отжим для укладки основной массы пленки.
  • Несколько прижимов для концов ленты из свинца.
  • Пульверизатор с водой, чтобы пленка легко шла на контакт со стеклом.

Также неплохо иметь штатив, на который крепится бобина со свинцовой лентой. Это оптимизирует процесс работы с фальшвитражом.

Средства обработки

Рис. 10. средство для обезжиривания стекла

Перед тем, как работать со стеклом, его нужно будет очистить. Для этого потребуется любое средство с обезжиривающими свойствами. Лучше всего взять специальное средство для чистки стекол без силикона, иначе пленка не приклеится. Можно использовать воду с несколькими каплями средства для мытья посуды.

В профессиональных кругах применяется оксидирующая жидкость, которая наносится на контур из свинца. Такое покрытие обеспечивает защиту от воздействия окружающей среды, а иногда может поменять цвет ленты. Последний эффект часто применяется для создания эффекта старины.

Уход

За расписными участками требуется бережный уход. Нельзя применять усилие, агрессивную бытовую химию, абразивные чистящие средства, жесткие губки и щетки. Интенсивный или неправильный уход может повредить изображение.

Со временем металлические части поддаются действию коррозии, что приводит к разрушению. Во избежание важно тщательно вытирать изделие после каждого мытья, удаляя излишки влаги.

Общие рекомендации по уходу выглядят следующим образом.

  1. Цветную поверхность, для сохранения естественного цвета и прозрачности, бережно очищается при загрязнении. Используются только слабомыльные растворы и неагрессивные средства по уходу. Применяется влажная мягкая ткань без обильного намачивания.
  2. Сильные загрязнения удаляют в несколько подходов с применением мягкого моющего средства.
  3. После очищения обязательно вытирать насухо не оставляющей следов ворса тряпочкой.
  4. Во избежание деформации и разрушения композиции, при чистке рекомендуется избегать чрезмерного надавливания.
  5. Изделия с росписью очищают, не затрагивая цветные части.

Стеклянные поверхности устойчивы к неблагоприятному действию ультрафиолета и влаги, хоть и выглядят хрупкими. Достаточно придерживаться ряда правил при эксплуатации и уходе могут прослужить много лет.

С течением времени техника, композиция и обработка стекла непрерывно совершенствовались. Из вида монументального искусства витражная живопись стала предметом декора жилых помещений. Изготовив собственноручно изделие с витражной росписью, можно не только украсить дом, но и преподнести эксклюзивный подарок родным и близким.

Необходимые материалы и инструменты

Технология самостоятельного изготовления витражей рассматривается на примере художественной росписи или, так называемой, заливной техники. Для работы потребуются:

  • витражные краски без обжига;
  • контур, продаётся либо набором, либо отдельно;
  • акриловый лак для закрепления готового изображения;
  • трафарет, продаются в том же отделе;
  • маркер для переноса рисунка на поверхность;
  • конусные кисти для правки рисунка;
  • палитра для смешивания цветов;
  • стеклянное изделие;
  • ацетон и спирт, для обезжиривания поверхности и вытирания подтеков;
  • зубочистки и ватные палочки;
  • тряпку для вытирания кисточек;
  • растворитель.

Обязательно использовать растворитель той же фирмы, что и краски.

Что это

Витражи на стекле — это вид художественно — декоративного искусства, приобретающий особую выразительность в сочетании с архитектурными элементами.

Окна в виде живописных композиций и узоров выполняются из цветной мозаики или методом росписи отдельных деталей по поверхности специальными красками. Композиции из отдельных кусочков армируются свинцовыми или латунными профилями, роспись армирования не требует.

Область применения

Теперь витражи встречаются не только в церковных помещениях, но в квартирах и частных домах.

Композиции на основе ударостойкого стекла вставляют во входные двери. Также используют в межкомнатных дверях, но при этом главное, чтобы изображение везде было одинаково. Тогда интерьер будет выдержан в одном стиле.

В дизайне квартиры витражное стекло помещают в окна балконов, лоджий или на кухне. Часто используют в дверцах шкафов-купе и мебельных гарнитуров, что придает мебели антикварный шик.

Очень элегантно смотрится витражная композиция в раздвижных дверях гостиной или спальни.

Применяется при изготовлении предметов декора и осветительных приборов. Расписная посуда, абажуры ручной работы, стеклянные картины или панно с подсветкой пользуются особой популярностью.

Особую роскошь помещению придают витражные потолки. Они вошли в моду еще в конце 19 века, но были незаслуженно «забыты». И только несколько лет назад начали применяться вновь, но с применением новых технологий. Это так называемые легкие витражи на основе прочного акрилового пластика.

Как сделать стекло в домашних условиях своими руками

Чтобы изготовить стекло дома, понадобится специальная печь, обеспечивающая нагрев до высоких температур. В домашних условиях используют муфельную, электрическую или горшковую печку, а также жаровню на древесном угле.

Специальные стекла можно плавить в электрической, горшковой или муфельной печи.

Второй вариант более простой, но небезопасный, так как во время нагрева до гипермаксимальных температур гриль может сам расплавиться. Мы расскажем, как варить стекло в специальной печи.

  1. Подготовьте огнеупорный тигель (плавильный горшок).
  2. Всыпьте в тигель песок, соду и известь, причем примеси должны занимать не более 30% в составе.
  3. Поставьте тигель в печь и расплавьте состав при максимально высокой температуре (1500-1700⁰С).
  4. После того, как компоненты расплавятся, разлейте жидкий сплав по формам для отливки.
  5. Последний этап – обжиг в печи, охлажденной до 400-600⁰С. Так стеклянное изделие сделается твердым и прочным.

Тигель должен выдерживать исключительно высокую температуру, которая достигается в печи.

Вот так можно приготовить стекло дома, если у вас есть специальное оборудование.

Важно! При работе соблюдайте технику безопасности: используйте сварочную маску, термостойкие рукавицы, не подходите близко к печи.

Как расплавить стекло в домашних условиях

Если вы хотите не сварить, а растопить стеклянное изделие, то без специального оборудования тоже не обойтись, ведь стекло не относится к легкоплавким материалам.

Тигель должен быть таким, чтобы захват его металлическими щипцами и прутьями не составлял затруднений.

Существует два способа плавки: литье и моллирование. В первом случае жидким стекольным сплавом заполняются специальные формы, а во втором случае состав плавится до густого, тягучего состояния, и с ним работают стеклодувы, придавая массе разнообразные формы.

Чтобы расплавлять бутылки и другие изделия дома, вам понадобится печь специальной конструкции.

Температура плавления стекла

Точная температура плавления зависит от наличия примесей в составе. Обыкновенное прозрачное стекло плавится при 700-750⁰С, посудное – при 1200-1400⁰С, а кварцевое – 1650⁰С. В промышленном производстве поддерживают в печах поддерживают температуру 1600⁰С.

Кварц и песок без примесей переходят в стеклообразное состояние при температуре 2300 градусов Цельсия.

Использование печи для плавки стекла

Если вас интересует, как расплавить стекло в домашних условиях, то пригодится профессиональное оборудование, а именно – муфельная печь, чья конструкция обеспечивает, нагрев до максимально высоких температур. Сегодня существуют муфельные печи, способные нагреваться до 2000⁰С. Применяя такие конструкции дома, вы легко сможете изготовить украшения или другие изделия из стекла, переплавляя бутылки или другую стеклянную тару в совершенно новые изделие.

Муфельная печь поможет производить стекло в домашних условиях.

Используйте формы для литья, но на них необходимо нанести специальный состав, чтобы стекло легко отделилось. Установите форму таким образом, чтобы состав не смог стечь за ее границы. Расположите изделия в печи так, чтобы при плавке, они стекали прямо в формы. Нагревайте печь постепенно, чтобы форма выдержала. После окончания процесса литья, понизьте температуру до 500⁰С и оставьте в печи для отжига.


Важно! Не подпускайте к оборудованию ребенка, так как это грозит опасностью для жизни.

Теперь вы знаете, что изготовить и расплавить стекло можно даже в домашних условиях, если в распоряжении есть сырье и специальное оборудование. Главное – соблюдайте технику безопасности при работе с высокими температурами и внимательно читайте инструкцию к эксплуатации муфельной печи, так вы обезопасите здоровье во время экспериментов со стеклом в домашних условиях.

Техника пленочного витража начала появляться на полках магазинов около 50 лет назад. На сегодняшний день этот способ можно назвать самым молодым и прогрессивным, так как новых изменений и новшеств в этой сфере не было.

При небольших навыках работы с аппликацией создать фальшвитраж по такой схеме можно самостоятельно в домашних условиях.

Рис. 1. пример пленочного витража

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *